Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
«Плевать на людей и камеры»: откровения граффити-художников Новосибирска Один из художников открыто признался, что сознательно выбирает нелегальные места для своих работ, считая это адреналиновым зарядом для творческого процесса.

«Плевать на людей и камеры»: откровения граффити-художников Новосибирска

Один из художников открыто признался, что сознательно выбирает нелегальные места для своих работ, считая это адреналиновым зарядом для творческого процесса.
Граффити-художники рассказали об опасностях деятельности в Новосибирске

«Плевать на людей и камеры»: откровения граффити-художников Новосибирска
Фото: Никита Грамс

В Новосибирске уличное искусство давно стало неотъемлемой частью городского пространства. От промышленных зон до центральных улиц — граффити, вызывающие полярные реакции у жителей, здесь можно встретить повсюду. Одни видят в них акты вандализма, другие — форму современного искусства. Корреспондент Om1 Новосибирск пообщался с тремя новосибирскими художниками, чтобы понять их мотивацию, творческие принципы и отношение к общественному восприятию их работы.

«Рисую где хочу и как хочу»: бунтарь уличной сцены

Артём* — представитель нелегального граффити, для которого процесс создания работы важнее официального признания. Его привлекает именно запретный характер этого искусства, возможность оставлять свой след там, где этого не ждут.

Фото: предоставлено героем публикации


«Граффити я занимаюсь уже три года. Привлекает тот факт, что это отдельная жизнь на улице. Не стоит рассматривать этот вид искусства как простые рисунки на стенах, именно эту культуру, это творчество я полюбил. Конкретного стиля в граффити у меня нет. Рисую где хочу и как хочу», — рассказал Артём*.

Художник открыто признался, что сознательно выбирает нелегальные места для своих работ, считая это частью адреналинового заряда творческого процесса. Однако даже у такого бунтаря есть свои принципы и границы дозволенного.

«Я никогда не рисовал на легальных местах, делал всё только там, где нельзя. В этом весь кайф! Мне плевать на людей и камеры. Проблемы с полицией, конечно, были. Особенно тогда, когда рисовал на поездах. Но я никогда бы не стал рисовать на памятниках, это запрещённая зона», — отметил художник.

Фото: предоставлено героем публикации

Отношение общества к граффити Артём* считает несправедливым. Он убеждён в том, что люди просто не понимают сути этого искусства.

«Многие люди воспринимают граффити как вандализм, но это неправильно. Это культура, отдельная жизнь. А тем, кто против, я советую быть добрее», — заключил Артём*.

«Забирали сотрудники полиции»: риски уличных художников

Игорь Рэб — пример того, как увлечение граффити может перерасти в серьёзную творческую карьеру. Он прошёл путь от уличного художника до выпускника художественного вуза. Его стиль, сохраняя узнаваемость, постоянно эволюционирует, что делает работы интересными как для ценителей, так и для организаторов фестивалей.

 
Фото: Игорь Рэб

«Мое знакомство с граффити произошло примерно в 2007 году. Трудно давать характеристику своему стилю, но, судя по обратной связи, он узнаваем», — поделился Игорь.

Процесс создания работ для Игоря — это постоянный диалог с городской средой. Он черпает вдохновение буквально из всего, что его окружает, превращая обычные городские поверхности в отправные точки для творческих экспериментов.

«Идеи рождаются из различного поглощаемого контента, могут возникать мысли от замеченных поверхностей на улице. Начинаешь думать, что граффити хорошо бы вписались», — объяснил художник.

Фото: Игорь Рэб

При выборе мест для работ художник руководствуется не только творческими, но и практическими соображениями. Он предпочитает поверхности, которые уже находятся в плачевном состоянии, стараясь не усугублять ситуацию с городской средой.

«Я рисую не только легально, но в основном это заброшенные сооружения, ограждения, либо постройки уже в сомнительном состоянии. Для меня важнее иметь возможность спокойно заниматься своим делом, не оглядываясь и не готовясь бежать», — рассказал Игорь.

Опыт взаимодействия с правоохранительными органами у Игоря оказался неожиданно положительным, что стало для него важным уроком. История с задержанием в центре города показала, что даже в конфликтных ситуациях можно найти понимание, особенно когда речь идёт об искусстве.

«Забирали сотрудники полиции, к счастью, все решилось положительно. Рисовал в центре города, где почти каждое здание — это памятник культурного наследия, несмотря на его состояние. Мог получить серьёзный штраф за его порчу, но благодаря резонансу в соцсетях ситуация сгладилась», — поделился Игорь.

Особое внимание Игорь уделяет этической стороне граффити-культуры. Он тщательно соблюдает неписаные правила сообщества, которые, по его мнению, отличают искусство от вандализма. Эти принципы формировались годами и стали важной частью уличной культуры.

«Нельзя перекрывать чужие работы в нелегальных местах. Если всё-таки хочешь перекрыть, желательно связаться с человеком, который рисовал, и уточнить. В легальных местах работы перекрывать можно, но тоже следует сохранять адекватность. Если нет возможности нарисовать граффити лучше, то как минимум нужно делать поверх полноценную работу, а не просто портить тегами», — рассказал Игорь.

Фото: Игорь Рэб


К вопросу о границах между искусством и вандализмом Игорь относится философски. Он признаёт, что не все граффити можно считать искусством, но при этом убеждён, что настоящие художники всегда чувствуют эту грань.

«Я стараюсь не рисовать на нелегальных местах, но все стены кому-то принадлежат. Намеренно портить чужое имущество у меня цели нет. Если кто-то назовёт граффити вандализмом, то я не буду спорить», — отметил художник.

Хотя граффити не является для Игоря основным источником дохода, он признаёт его важную роль в своём профессиональном становлении. Сегодня он успешно совмещает уличное искусство с другими творческими проектами.

«Граффити не про заработок. Граффити для меня стало стартом в изобразительном искусстве: довузовская подготовка, окончание художественного вуза. Не исключено, что без граффити я бы занимался совершенно другими вещами, но теперь мне трудно представить себя в другой сфере», — заключил Игорь.

«Я учитель младших классов»: связь граффити с повседневностью

Никита Грамс пришёл в граффити необычным путём — через профессиональный спорт. Его история доказывает, что творчество может стать неожиданным, но органичным продолжением совершенно другой деятельности.

«Начал рисовать в 2013 году. Я бывший профессиональный спортсмен, часто ездил один на соревнования, сопровождал лишь тренер. Был тогда в Питере на международных соревнованиях, нужно было отвлечься, но мало что помогало. Тогда я решил порисовать. Так всё и закрутилось. Ездил по России, рисовал на бумаге, месяцев через шесть перешёл на стены, и в каждом городе старался оставить свой след как в спорте, так и в искусстве», — рассказал Никита.

Фото: Никита Грамс

Его стиль прошёл серьёзную эволюцию — от простых букв до сложных персонажей и коммерческих заказов. Сегодня Никита свободно владеет разными техниками, продолжая развиваться и искать новые формы выражения.

«Сначала писал буквы, потом перешёл на персонажей, дальше начал выполнять заказы абсолютно в разной технике, стилях. Свой стиль в данный момент охарактеризовал бы как универсальный. По вдохновению смотрю разных художников, преимущественно зарубежных, Америку в первую очередь», — объяснил художник.

Фото: Никита Грамс

Особенность творчества Никиты — в его глубокой связи с повседневной жизнью. Он превращает обычные городские сцены и личные переживания в масштабные художественные высказывания.

«Идеи рождаются из жизни. Идёшь мимо бабушки, продающей фрукты, — рисуешь рядом большие фрукты. Влюбился в девушку — рисуешь глаза. Прочитал интересную историю ребёнка — рисуешь ребёнка. Как будто добавляешь их в фотоальбом, доступный для всех», — поделился Никита.

Фото: Никита Грамс

Хотя граффити остаётся для него прежде всего хобби, Никита подходит к делу с профессиональной серьёзностью. Он сознательно отказался от коммерциализации своего увлечения, чтобы сохранить к нему искренний интерес.

«Граффити — это хобби. Пытался сделать это основной работой, но не смог. В таком случае хобби перерастает в бизнес. Приходится выполнять обязанности директора, рекламщика, менеджера, разнорабочего. Твоё любимое дело перерастает в не такое уж и увлекательное занятие. Основная работа есть, я учитель младших классов», — признался художник.

Фото: Никита Грамс

Никита выработал чёткие принципы в выборе мест для своих работ, стараясь избегать конфликтов с законом и общественным мнением.

«Я рисую, где захочу, главное, не трогать памятники культуры, красивые фасады, частные дома, кладбища, новые красиво окрашенные архитектурные стены, исторические здания», — отметил он.

Опытный художник хорошо знает все тонкости нелегального рисования и всегда продумывает свои действия.

«Если рисую нелегально, то всё зависит от территории. Нужно сначала понять, как часто там проезжает полиция, какой трафик людей, какие пути отхода, и желательно взять человека на подстраховку (ты рисуешь, он смотрит по сторонам). Самое подходящее время — ночь», — поделился Никита.

Фото: Никита Грамс

Он уважает неписаные правила граффити-сообщества, хотя и признаёт, что не все их соблюдают, особенно дети.

«Нельзя закрашивать чужие работы. Если на стене уже есть хорошее граффити, то нельзя рисовать поверх. Нарисуй рядом или в другом месте, но не на ней. Если и решил на ней сделать, то должен сфотографировать, отправить художнику и предупредить, что вынужден перекрыть», — объяснил Никита.

Фото: Никита Грамс

К критике граффити как формы вандализма художник относится философски, понимая, что это неизбежная часть работы уличного художника.

«Я нормально отношусь к тому, что граффити часто воспринимают как вандализм. Люди советской закалки сложно воспринимают что-то новое. Ничего страшного, всем не угодить. Сколько людей, столько и мнений. Так же и у художников: кто-то рисует легальные шедевры, кто-то на архитектурных зданиях пишет «Тут был Вася». Эти категории людей нельзя под одну гребенку мести», — резюмировал Никита.

Фото: Никита Грамс

Истории трёх новосибирских художников показывают, насколько многогранной может быть граффити-культура. Для Артёма это бунт и свобода, для Игоря — путь профессионального становления, для Никиты — способ запечатлеть моменты жизни.

Несмотря на разницу в подходах, всех их объединяет искренняя любовь к уличному искусству и желание менять городское пространство. Их работы — это диалог с городом и его жителями, попытка сделать серые стены говорящими, а обычные улицы — галереями под открытым небом.

* — имя изменено

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter