После Второй мировой войны в Новосибирске, как и других городах страны, наступил кризис. Этот кризис также сказался на внешнем виде сибиряков. Тем не менее модницы старались следовать тенденциям и выглядеть также, как зарубежные манекенщицы. Новосибирский историк моды Анастасия Близнюк рассказала Om1 Новосибирск, как женская часть населения подбирала одежду в послевоенные 1950-е годы, и почему юбки собирали из любого лишнего кусочка ткани.
Фото: Музей на набережной (филиал Музея Новосибирска)
После войны следить за модой было, мягко говоря, некогда и не по силам. Всё перевернулось в 1950-х годах в Москве: с визитом приехали представители модного дома Christian Dior, включая двенадцать французских манекенщиц и молодого, амбициозного Ив Сен-Лорана. Этот визит стал настоящим шоком для советской публики, демонстрируя совершенно новый, западный мир моды, который резко контрастировал с устоявшимися советскими традициями. Это было не просто дружеское посещение, а настоящее представление высокой моды, продемонстрировавшее советским женщинам запретный до того фрукт — западную моду.
«Взглянув на снимки визита Dior, мы видим невероятную разницу между француженками и нашими женщинами. Советские представительницы прекрасного пола ярко, если можно так сказать, выделялись среди манекенщиц. Они наблюдали за роскошно одетыми француженками, будучи в старых туфлях, платках и пальтишках. Именно после этого визита в России и в Новосибирске начался модный переворот», — рассказывает Анастасия.
По словам историка моды, Новосибирск из-за своего расположения (вдали от Москвы) долгое время отставал от трендов. Тем не менее мода 50-х дошла до столицы Сибири в соответствующее десятилетие. Это отчасти было связано с Академгородком, который заселяли модницы из Москвы и близлежащих городов.
«Пятидесятые годы демонстрируют завораживающий контраст в женском силуэте: скромность верха и пышность низа. Смягчённые, почти исчезающие плечи и узкие рукава резко противопоставляются объёмной юбке, создающей эффект песочных часов. Множество подъюбников придают юбке необыкновенную пышность, акцентируя внимание на женственности и изяществе фигуры», — описывает Близнюк.
Фото: Академбюро. АНО КИЦ «Интеграл 2.0»
Нехватка подходящих тканей в Новосибирске в 50-е годы заставила женщин проявлять изобретательность при создании модных пышных юбок.
«В ход шли доступные натуральные материалы — ситец и хлопок. Несмотря на то, что расцветки тканей не всегда соответствовали последним модным тенденциям, сибирячки создавали яркие и стильные образы, используя традиционные цветочные или клетчатые узоры, ставшие классикой советской моды того периода», — отметила историк.
Однако популярность набирали и шёлковые платья, к примеру, платья из крепдешина. Крепдешин — это тонкая, но прочная ткань с лёгким шелковистым блеском, изготавливаемая из шёлка, вискозы или смешанных волокон. Он часто использовался для пошива платьев, блузок, юбок и других изделий верхней одежды и был довольно популярен в СССР благодаря своему сочетанию качества и доступности.
Фото: Музей на набережной (филиал Музея Новосибирска)
«Анализируя покрой платьев из крепдешина 50-х, мы видим замечательное сочетание простоты и изысканности. Можно обратить внимание на особенность линии плеча: она не жёсткая, а мягко опущена, что создает иллюзию непринуждённости. Рукав «фонарик» — яркая деталь, которая вносит в силуэт элемент игривости. Его короткий покрой и мягкие складки придают образу лёгкость и очарование. Конечно, ввиду нехватки нужной ткани, модницы прибегали к использованию различных лоскутков, чтобы придать юбке объём», — рассказала Анастасия.
Ещё одна отличительная особенность моды 50-х в Новосибирске — яркие и часто миниатюрные шляпки.
Фото: Академбюро. АНО КИЦ «Интеграл 2.0»
«Техника изготовления шляпок 50-х годов поражает своим мастерством. Использование разнообразных материалов, от нежных ландышей до пышных перьев и даже орешков, позволяло создавать настоящие произведения искусства. Маленькие шляпки-нашлёпки, с их минималистичным дизайном, также требовали высокой точности и профессионализма в исполнении. Именно это мастерство делает шляпки 50-х столь ценными для коллекционеров», — отметила Анастасия.
В коллекции историка моды более 100 различных шляпок. Некоторые виды носили практически на затылке. Анастасия выражает переживание за женщин той эпохи, ведь всё внимание уделялось виду сзади, и сами модницы не видели в зеркале всей красоты своего образа. Вместе со шляпками популярность набрали и перчатки, отметила Близнюк.
Много одежды и различных атрибутов доставляли из Китая.
«В повседневной моде новосибирских женщин отразилось влияние китайского импорта, представлявшего собой доступный альтернативный вариант «классической» западной моде. Веера, вышитые сумочки и бумажные зонтики из Китая стали распространёнными аксессуарами», — рассказала Анастасия.
Фото: Музей на набережной (филиал Музея Новосибирска)
Исследовательница моды поделилась своими наблюдениями о том, как изменился стиль одежды молодых жительниц Новосибирска в начале XXI века. По её словам, современные девушки стремятся к минимализму и функциональности, отказываясь от ярких акцентов и индивидуальности в одежде.
«Наблюдая за повседневной модой Новосибирска на протяжении двадцати лет, я, как человек, занимающийся модой и имеющий опыт работы в бизнесе в начале этого века, с определённой печалью отмечаю изменения. Раньше студентки и молодые девушки стремились выглядеть элегантно и ярко, их стиль был более индивидуален. Сейчас же наблюдается тенденция к выравниванию, к унификации стиля. Создаётся впечатление, что в моде — не подчеркивать индивидуальность через одежду, а скорее наоборот, нивелировать её. Одежда стала более функциональной, а не средством самовыражения», — отметила Блюзнюк.
Вместо дорогих брендов стилист Анастасия рекомендует покупать одежду в секонд-хендах, таких как «ГУСТО», или обмениваться вещами через сайты типа Avito.
Фото: Академбюро. АНО КИЦ «Интеграл 2.0»
«В нашем времени важно быть осознанным потребителем. И в этом смысле «ГУСТО» — это идеальное место для шопинга. Я с удовольствием рекомендую этот прекрасный магазин и даже считаю себя его амбассадором. Там вы найдете массу прекрасных вещей», — добавила Анастасия.
В заключение историк отметила, что мода в Новосибирске практически не менялась с 50-х годов, она оставалась стабильной вплоть до 90-х. Анастасия предоставляла одежду для массовки фильма, где действия разворачивались в 50-е годы, однако в ход пошли наряды 60-х и 70-х, так как разницы с прошлым десятилетием практически не наблюдалось.