Единственный в России музей смерти находится на территории Парка памяти при Новосибирском крематории. Официально он называется «Музей мировой погребальной культуры» и рассказывает о том, как разные народы мира провожали покойных в последний путь. Директор музея Борис Якушин стал проводником в мир усопших и рассказал Om1 Новосибирск, с какими проблемами сталкивается руководство музея из-за этических норм, и какие люди в основном приходят посмотреть на атрибуты погребальной культуры.

— Как именно вы пополняете коллекцию музея? Что самое необычное вам удалось получить?
— Где-то заказываем, где-то получаем в подарок от посетителей. Самый необычный подарок — винтажное белье покойницы. Мы даже ещё не придумали, что можем с ним сделать.

— Есть ли в музее какие-то интерактивные элементы, которые помогают посетителям лучше понять материалы?
— В нашем музее предусмотрены аудио- и видеоэкскурсии, также можно посетить лекции тех, кто как-либо связан с культурой погребения. Их проводят искусствоведы, патологоанатомы и другие эксперты. Мы сотрудничаем с различными организациями Новосибирска. Так, иногда проводим экскурсии по кладбищам города, а также по крематорию. У нас есть магазин, где можно приобрести сувениры. А вообще, в музее развита не только тема смерти, но и тема свадеб, к примеру. Иногда мы делимся свадебными нарядами с другими музеями.

— Какая самая популярная экскурсия?
— У нас проходит «Ночь музеев». Это мероприятие пользуется огромной популярностью и собирает около пяти тысяч человек. «Ночь музеев» в музее смерти стала традицией с 2013 года. Изначально Сергей Борисович сомневался в целесообразности такого мероприятия, предпочитая академическую атмосферу. Но первая «Ночь музеев» показала, что людям интересна тема смерти, и они хотят узнать о ней больше.

— Кто, по вашим наблюдениям, в основном ходит в музей? Есть ли представители определённых субкультур, среди которых музей пользуется популярностью?
— Музей посещают и дети, и взрослые. В основном приходят люди от 16 до 35 лет. Конечно, чаще всего музей посещают студенты, причём в профессиональных целях, например, медики и юристы. Важно отметить, что около половины посетителей — это иногородние, ведь наш музей единственный такой в стране, поэтому его приезжают посмотреть из других городов. По поводу субкультур, удивительно, но не могу отметить, чтобы у нас, к примеру, частенько бывали готы. Мы даже пытались их пригласить, но не вышло. Видимо, это связано с тем, что субкультура уже не так популярна, как раньше.

— Как часто музей посещают дети? Важно ли знакомить детей с темой смерти?
— Дети бывают достаточно часто. Особенно подростки, они относятся к музею смерти совершенно иначе, чем взрослые. Они не испытывают тех предубеждений и страхов, что старшее поколение. Иногда они даже могут подшучивать или вести себя вызывающе просто потому, что у них много энергии, и им хочется испытать все на прочность. Но вопросы, которые задают дети, говорят о том, что проблема не в их любопытстве, а в том, как мы, взрослые, относимся к смерти. Мы наделяем её страхами, вместо того, чтобы научиться спокойно обсуждать эту тему. Когда дети задают неудобные вопросы о смерти, часто взрослые пытаются их остановить, говоря, что им «рано это знать». Но на самом деле в детском вопросе нет ничего глупого или неуместного. Важно знакомить детей с темой смерти с самого раннего возраста. Не с целью пропаганды, а для того, чтобы научиться объяснять её простым языком. Это поможет им сформировать здоровое отношение к смерти и жизни в целом.

— Что вы имеете в виду под нездоровым отношением взрослых к смерти?
— Пример с супружеской парой демонстрирует то, как социальные нормы могут влиять на восприятие смерти. Мы ожидаем, что человек, потерявший близкого, будет горевать долго и не будет искать новых отношений. Но реальность может быть совсем другой. В этой ситуации важно уважать выбор человека, который пережил потерю, и не навязывать ему свои ожидания.

— Какие проблемы имеются у младшего поколения с похоронными традициями?
— С каждым годом процент молодёжи, посещающей кладбища в родительский день, стремительно падает. Но мы стараемся поднять процент, как раз таки устраивая экскурсии по кладбищам.
— Срывались ли экскурсии из-за бурной реакции на какие-либо экспонаты?
— Во время экскурсии по музею смерти мы дошли до сектора, где представлены экспонаты, связанные с погребением детей. Внезапно одной из женщин стало плохо. Естественно, всё внимание было привлечено к ней. Пришлось постараться, чтобы всё урегулировать.

— Сталкивались ли вы с негативным отношением к музею?
— Русское общество, к сожалению, пока не готово к теме смерти. Мы живём в достаточно консервативной среде, где тема смерти часто табуируется. Ещё нет единого понимания того, какие традиции важны, и как их можно передать будущим поколениям. В Америке, например, проводятся экскурсии с песнями и играми, что свидетельствует о более свободном отношении к теме смерти. В России же подобные инициативы часто встречаются с негативной реакцией. На наш музей поступали жалобы в прокуратуру, хотя никаких законов не было нарушено. Даже простое угощение в музее в День родителя вызвало бурное возмущение.

— Какие мифы или заблуждения о погребальных традициях вам чаще всего приходится развенчивать?
— Существует традиция завешивать технику и зеркала, если в доме есть покойный, хотя это необязательно. Более того, многие закрывают в доме форточки, но это делать не рекомендуется, ведь помещение важно проветривать, если в нём находится тело умершего.
Борис также отметил, что музей смерти в Новосибирске не стоит на месте: в планах — расширение экспозиции, добавление новых артефактов и инсталляций, а также укрепление сотрудничества с другими организациями.