Нейросети активно внедряются в российскую систему образования, меняя подходы к обучению. По данным УтроNews, школьники и студенты массово используют ИИ для выполнения заданий, а учителя — для проверки работ.
В 89 регионах страны тестируют нейросети для контроля экзаменов и анализа успеваемости. Однако единой политики по регулированию ИИ в образовании пока нет. Минпросвещения и Минобрнауки ограничиваются рекомендациями и локальными запретами.
В Москве, Татарстане и Новосибирске действуют платформы на базе ИИ, помогающие учителям адаптировать программу под каждого ученика. Онлайн-школы, такие как «Фоксфорд», используют алгоритмы для персонализированных рекомендаций. В «Московской электронной школе» нейросети анализируют знания учащихся и подбирают задания.
По данным опросов ВЦИОМ и «СберОбразования», более 60 % старшеклассников хотя бы раз применяли ChatGPT для написания работ. Около 64 % молодёжи регулярно используют ИИ для поиска информации, а 23 % — при подготовке к экзаменам.
Среди преимуществ — помощь в адаптивном обучении и поддержка детей с ограниченными возможностями. Однако есть и риски: снижение качества знаний из-за «читерства» и распространение фейков через нейросети.
Минпросвещения пока лишь рекомендует ограничивать использование ИИ в школах. В 2024 году стартовали программы обучения педагогов цифровым навыкам, но они охватывают лишь несколько регионов. В 2025 году изучение ИИ включили в курс информатики, но пока как факультатив.
Эксперты считают, что системе образования нужны срочные реформы, чтобы не отстать от учеников, уже живущих в эпоху нейросетей.