Знаете, о чем я обычно думаю, когда слышу «промышленность Новосибирска»? О громадных цехах с тысячами работников, грохоте станков и куче суматохи вокруг. Как оказалось, это стереотип. На днях я, можно сказать, нелегально проник на одно из таких производств. Ну, почти нелегально — по приглашению, в числе первых зрителей. Это была экскурсия по промышленному туризму на завод «Армаз», где делают растительное масло.
Вместо ожидаемой полутемной «фабрики» — светлый, почти пустой цех, где главные — роботы. Тишина стоит такая, что слышно, как по конвейеру ездят бутылки. Нас встречает экскурсовод — сотрудница, которая месяц училась, как правильно водить таких любопытных, как мы. Оказывается, в области уже 20 предприятий подготовили своих гидов. Кого они ждут? Школьников, которые выбирают профессию, бизнесменов и даже иностранных туристов. Ну а мне лично было интересно узнать, как производятся на наших заводах на первый взгляд сложные и непонятные вещи, давайте разбираться.
От преформы до бутылки за минуту
Процесс начинается с пластиковых заготовок — преформ. Они напоминают маленькие пробирки. Заготовка заезжает в аппарат — термопластавтомат, и через секунду выезжает готовая прозрачная бутылка. Это происходит под воздействием горячего воздуха. Станок полностью автоматизирован, и человек лишь нужен для контроля пополнения самих заготовок и реагирования в случае нештатных ситуаций.
Дальше всё идёт без пауз:
Бутылки кружатся в объятиях машины с одной стороны мойка. Механизм захватывает свежую бутылку, переворачивает и промывает изнутри стерилизующим раствором. С другой части машины у разливочного клапана каждая из них за доли секунды наполняется точной порцией масла — процесс происходит настолько быстро, что не успеваешь заметить, как открытая заготовка стала, запечатонной готовой к использованию продукцией.
Дальше остаётся лишь добавить декоративные и административные элементы. На конвейере расположен автомат, наносящий торговую этикетку путём напаивания заготовленной ленты, затем на ходу наносится Data Matrix код. И финальный аккорд. Бутылки группируются по 12 штук, оборачиваются в плёнку и отправляются по конвейеру в зону погрузки. Участие человека на этих этапах также не требуется.
«Мощность этой линии — более пяти тысяч бутылок в час, — поясняет технолог. — Параллельно на другом этаже идёт розлив в стеклянную тару и в крупные цистерны для оптовых покупателей».

На экскурсии рассказали, что здесь производят не только подсолнечное масло. На линии можно увидеть партии льняного, тыквенного и оливкового. Часть продукции завод поставляет на экспорт. Пока шёл рассказ спикера, невольно взгляд зацепился за надписи. Все указания продублированы на арабском языке.

Поймав мой взгляд, заместитель директора объяснил: «Это связано с тем, что сейчас у нас официально работают 16 беженцев из Сирии. Им было предоставлено жильё при содействии мэрии. На предприятии для них организовано питание, есть штатный переводчик».
Эти сотрудники работают на разных участках в общем штате, который насчитывает более 70 человек. На последующий вопрос зачем же заводу пускать «зевак» в своё закулисье ответил заместитель мэра Новосибирска Максим Останин, который считает, что такой подход может повлиять и на потребительский выбор. «Человек, который побывал на производстве, в магазине с большей вероятностью обратит внимание на местного товаропроизводителя», — говорит он.

После экскурсии обычная бутылка растительного масла на полке выглядит иначе. За ней теперь видится не просто товар, а конкретный цех, автоматическая линия и люди, которые здесь работают. В Новосибирске это только начало — в списке предприятий, готовых открыть двери, значатся авиастроители, светотехники, энергетики и другие компании, у каждой из них есть свои цели от проведённой экскурсии, кто-то ищет спонсоров, кто-то коллег, а кто-то просто готов делиться опытом.
Заводу «Армаз», например, такие экскурсии — это шанс найти будущих сотрудников. «Мы хотим, чтобы гости города и студенты увидели наше современное производство. И чтобы потом они приходили к нам уже не на экскурсию, а на работу», — говорит Анна Потылицына, руководитель HR-отдела завода.



