Искусственный интеллект стремительно встраивается в учебные процессы. Он помогает искать решения задач, объяснять непонятное и даже писать код.
Теперь перед преподавателем встаёт новый вопрос: как технологии меняют работу педагога и подготовку к экзаменам? Поговорили об этом с Алексеем Соловьёвым, учителем информатики МАОУ «СОШ № 220 им. К.Д. Ушинского» в Новосибирске.
![]() |
|---|
Как ИИ помогает в обучении
Алексей преподаёт в школе с 2021 года и уже подготовил несколько выпусков. Педагог уверен: нейросети стали почти нормой жизни, они быстрые и доступные. Ещё ИИ сильно упрощает рабочую рутину, помогает составить план уроков, найти дидактические материалы: «Активно пользуюсь ИИ, порой это спасательный круг. Сегодня искал задание для пятиминутной работы в седьмом классе. Придумал запрос в чат и получил отличный вариант, ровно три минуты заняло».
Однако чем доступнее инструменты, тем больше соблазн использовать нейросеть как генератор готовых решений. «Коллеги — учителя русского и литературы часто на это жалуются. Ребята пишут тему в нейросети и просто переписывают готовый текст. Это, конечно, проблема. На уроках информатики можно давать задачи посложнее и, наоборот, разрешать использование ИИ. Если что-то непонятно, исправляем промпты, просим ИИ прокомментировать каждую строчку».
Алексей уверен, что теперь его задача как учителя информатики — научить ребят правильно применять ИИ.
![]() |
|---|
Где ИИ действительно помогает школьнику
Самая частая трудность для подростков не алгоритмы, а неуверенность. Бывает, ученик не решается задать вопрос на уроке. Нейросеть снимает этот барьер. Она не оценивает, не торопит. Алексей отмечает: «Если ребёнку непонятно, он часто молчит, думает, что вопрос глупый. На перемене не подходит. Дальше — контрольная, и вдруг ничего не получается. А дома он мог открыть нейросеть и спокойно спросить всё, что не понял. Там стесняться некого». Так, ИИ помогает снизить тревогу и учиться в своём темпе. А ещё делает задания персонализированными.
«У меня в седьмом классе все увлекаются Brawl Stars. Я ввёл запрос: «Придумай задание по информатике, в котором персонажи Brawl Stars передают информацию и обсуждают скорость передачи данных». ИИ выдал отличный вариант, даже последние парты включились в работу».
![]() |
|---|
Усилить подготовку к экзамену технологиями
По словам Алексея, хорошая подготовка начинается не в одиннадцатом классе, а в седьмом — при изучении алгоритмических задач. К выпуску важно не учить заново, а регулярно решать задачи разной сложности, тренировать критическое мышление, находить закономерности. «В одиннадцатом классе остаётся только нагружать себя интенсивами, нарешивать задачи в разных источниках. Мы рекомендуем ребятам сайт ФИПИ, решаем задачи в Яндекс Учебнике».
Алексей подчёркивает, что главное — научить школьника взаимодействовать с ИИ осмысленно. «Если учитель информатики научит ребёнка делать правильные запросы — не «реши задачу», а получать нужную информацию, задавать уточняющие вопросы и добираться до сути, — то это работает».
Под правильными запросами Алексей подразумевает цепочку последовательных уточнений. Например, ученик может взять задание ЕГЭ и попросить ИИ объяснить его выполнение по шагам. «Опиши, как получилось первое действие. Детально раскрой второй шаг. Сколько решений у задачи? Какие есть варианты решений? Раскрой, поясни, уточни и так далее». Так формируется ключевой навык: понимать решение, а не копировать его. ИИ может объяснить решение несколько раз доступным ученику языком.
«Учитель, согласитесь, не всегда может подобрать слова для каждого — перед ним сидит от 15 до 30 человек. Ученик один на один с нейросетью, делая верные запросы, получит то, что ему нужно. В конце концов, объясни на кошках, как ты получила вот этот код, и она объяснит ему на кошках».
Этот подход встроен и в специализированные инструменты. Так, в тренажёре ЕГЭ по информатике в Яндекс Учебнике ИИ не пишет за ученика код, а ведёт по этапам и объясняет логику решения.
![]() |
|---|
Помощник, а не замена учителя
С помощью ИИ можно решить задачу, получить определение, алгоритм или разбор кода. Но экзамен проверяет другое: умение анализировать, находить стратегию и логику там, где нет очевидного решения. Ни одна нейросеть не почувствует, где ученик теряется, что мешает удержать мысль и найти решение. Это навыки, которые долго формируются и требуют участия преподавателя. Кроме того, нейросети ошибаются, и это можно использовать как элемент обучения.
«Она может выдать правильный ответ, но выбрать сложный путь. Я спрашиваю ребят: можно ли проще? Почему человек сделал бы иначе? Так запускается мыслительный процесс».
Алексей учит ребят работать с несколькими ИИ одновременно, сравнивать, анализировать, искать противоречия. И только потом проверять себя.«Основная работа — это уроки, теория, практика, общение с учителем. Нейросеть только помощник — хороший, удобный, но второстепенный».
Когда мы говорим об ИИ, Алексей замечает: «Нейросеть облегчает жизнь, экономит время и силы. Но она не заменит учителя. Мы нужны, чтобы направить, услышать, понять. Научить детей думать — это наша работа, не её».








