Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Нейропсихолог Каниметов: почему «Алиса» не заменит родителя при чтении сказок ребёнку Совместное чтение с детьми не только развивает фантазию, но и создаёт уникальное пространство для эмоциональной связи, которое невозможно передать с помощью искусственного интеллекта

Нейропсихолог Каниметов: почему «Алиса» не заменит родителя при чтении сказок ребёнку

Совместное чтение с детьми не только развивает фантазию, но и создаёт уникальное пространство для эмоциональной связи, которое невозможно передать с помощью искусственного интеллекта
Нейропсихолог рассказал, как правильно читать детям, чтобы развивать их мозг
31 октября 2025, 21:40

Нейропсихолог Каниметов: почему «Алиса» не заменит родителя при чтении сказок ребёнку
Фото: Шедеврум

Ежедневная практика чтения детям вслух сохраняется лишь у 11 % российских родителей, как свидетельствуют данные Российского книжного союза. Между тем, этот ритуал представляет собой не просто приятное времяпрепровождение, а ключевой вклад в развитие мозга ребёнка. О том, почему умная колонка не способна заменить живой голос мамы или папы, в беседе с корреспондентом «Радио 1» рассказал нейропсихолог невролого-педагогического центра «Выше радуги» Кубат Каниметов.

Специалист объяснил, что основная польза от чтения заключается в сложной работе мозга, который проделывает колоссальную работу по преобразованию услышанных слов в яркие визуальные образы.

«Само по себе чтение однозначно положительно влияет на развитие фантазии. Для головного мозга эта аудиоинформация перекодируется в визуальный ряд. То есть головной мозг слышит и, по большому счёту, рисует себе картинки. В этом случае, конечно, искусственный интеллект не справится с подобного рода задачами», — пояснил Каниметов.

Эксперт подчеркнул, что ключевое значение имеет качество чтения. Монотонное озвучивание текста, пока родитель отвлечён на смартфон, не принесёт той пользы, которую даёт эмоциональное и вовлекающее повествование.

Нейропсихолог Каниметов: почему «Алиса» не заменит родителя при чтении сказок ребёнку

 

«Для того, чтобы это происходило, необходимо каждому лирическому персонажу давать определённый характер с помощью разных голосов. В советское время такое явление называлось аудиоспектаклями, что развивало фантазию и любовь к литературе», — сказал нейропсихолог.

Кубат Каниметов добавил, что помимо развития когнитивных функций, совместное чтение создаёт уникальное пространство для общения и доверия между родителем и ребёнком, укрепляя эмоциональную связь.

«И в эти минуты единения никакая Алиса, Маруся или прочие искусственные интеллекты маму с папой не заменят. Выбор стоит не между чтением и гаджетом, а между формальным выполнением обязанности и качественным времяпрепровождением. Эмоции, общение и совместное творчество — вот что делает книгу лучшим подарком для развивающегося мозга», — резюмировал специалист.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter