Активные пользователи онлайн-магазинов из Новосибирска находят на крупных маркетплейсах товары, запрещённые к продаже. Редакция Infopro54 провела собственную проверку после сигналов местных предпринимателей и подтвердила наличие сомнительных позиций в ассортименте популярных площадок.
«Я увидел, что на известных маркетплейсах продают электрошокеры, хотя это запрещено. Обратил внимание, потому что названы они там иначе, слова «шокер» и «электрошокер» не используются. Но на карточке товара были фотографии именно этого устройства. Я сам продаю на маркетплейсах медицинскую одежду и знаю, что селлеры далеко не всегда играют по правилам. Решил пройтись по списку запрещённого и нашёл, например, в продаже конопляное масло и газ в баллонах, которые сами же маркетплейсы решили не продавать. Думаю, что и другой «запрещёнки» там много», — рассказал новосибирский предприниматель Сергей К.
Журналисты издания обнаружили и провокационный товар: очки с надписью на английском «сделано в Китае на грязные российские деньги». Хотя эта продукция не запрещена законодательно, многие покупатели оценивают подобный маркетинг как оскорбительный.
Особую озабоченность экспертов вызывают товары, несущие потенциальный вред здоровью. Стоматологи предупреждают об опасности наборов для самостоятельного пломбирования зубов, свободно продающихся онлайн.
«Приведенные вами примеры требуют разных мер реагирования: где-то вплоть до привлечения прокуратуры, где-то — просвещение аудитории. В целом же, если говорить о каких-то фильтрах, то сейчас есть инструменты, которые могут помочь решить задачу. На самом деле, отфильтровать весь шлак, который выставлен на витрины, для искусственного интеллекта при качественно составленном промте, это на пару часов работы, что называется. Вопрос исключительно в желании маркетплейсов. Ну, а так как продажи любого товара для маркетплейса — это деньги, то я не думаю, что они прямо побегут всё это делать, фильтровать, настраивать ИИ и прочее. Они с контрафактом-то ничего сделать не могут, потому что не хотят», — сообщил президент Ассоциации поддержки и развития интернет-торговли (АПРИТ) Андрей Пасынков.
Российский рынок маркетплейсов продолжает активный рост — по итогам 2024 года его объём достиг 10 триллионов рублей, а доля в розничной торговле превысила 20 %. По прогнозам, к концу 2025 года объём онлайн-торговли может составить 12 триллионов рублей.