Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Эксперты поддержали стремление Новосибирска улучшить ситуацию с зимним содержанием дорог, однако есть нюансы «Как запряжёшь сани, так и поедешь», - гласит народная мудрость. В преддверии зимнего сезона эта народная мудрость становится наиболее актуальной.

Эксперты поддержали стремление Новосибирска улучшить ситуацию с зимним содержанием дорог, однако есть нюансы

«Как запряжёшь сани, так и поедешь», - гласит народная мудрость. В преддверии зимнего сезона эта народная мудрость становится наиболее актуальной.
5 сентября 2025, 17:48

Эксперты поддержали стремление Новосибирска улучшить ситуацию с зимним содержанием дорог, однако есть нюансы
Фото: Om1.ru

Так, 3 сентября стало известно, что зимой улицы Новосибирска будут обрабатывать ото льда отсевами дробления горных пород и технической солью. Как сообщило Сиб.фм, соответствующий конкурс уже размещен на сайте госзакупок.

Редакция решила узнать у экспертов, как они оценивают подготовку города к сезону 2025–2026, и обратилась в Национальную ассоциацию зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта (Ассоциация) за комментарием.

Верный курс

В Ассоциации отметили, что поддерживают стремление города к отказу от песко-соляных смесей:

«Отказ от песко-соляных смесей является общемировой практикой для зимнего содержания дорог в крупных городах, во многих из которых полностью запрещено применение песка на территории города. Это связано как с негативным влиянием на человека и окружающую среду, так и с экономической нецелесообразностью в условиях современного мегаполиса», — отметил Павел Криушин, заместитель генерального директора Ассоциации.

В частности, ранее Ассоциация совместно с Северо-Западным государственным медицинским университетом имени И. И. Мечникова (СЗГМУ им. И. И. Мечникова) проводила ряд исследований, в ходе которых было зафиксировано вредное влияние песка на инфраструктуру мегаполиса: начиная от повышенной запыленности города из-за поднимаемых в воздух мелких частиц песка и заканчивая засором ливневых канализаций, куда попадают переносимые осадками фракции.

Закупки песка

Однако при этом, как отмечают эксперты, песок из отсевов дробления и соль является ничем по сути иным, как основой для приготовления песко-соляной смеси, от которой собирались отказываться. Более того, возникают вопросы к качеству выбранного песка. Например, закупка от 4 сентября 2025 года «Поставка фрикционного материала для приготовления комбинированного противогололедного материала (КМ) по ГОСТ Р 58427–2020» для МКУ «ДЭУ № 1» соответствует требованиям к фрикционной части комбинированных противогололедных материалов (ПГМ), а вот закупка песка от 29 августа 2025 года «Поставка песка» в МКУ «ДЭУ Советского района» не соответствует. В качестве объекта закупки для МКУ «ДЭУ Советского района» указан «Песок природный по ГОСТ 8736–2014». Данный ГОСТ устанавливает требования к песку для строительных работ, в то время как песок, используемый в качестве фрикционного компонента комбинированного противогололедного материала, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 58427 «Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия», как в закупке для ДЭУ № 1. В связи с этим возникают вопросы, насколько на местах будут следовать положительному курсу, взятому администрацией города.

Необходим комплексный подход

При этом эксперты отмечают, что применение комбинированного противогололедного материала на основе песка из отсевов дробления не позволит обеспечить переход к профилактической обработке с упором на предотвращение образования наледи, о котором ранее заявлял профильный департамент мэрии. С повышением сцепления колес с поверхностью снежно-ледяных образований данная смесь справится хорошо, однако она не обладает достаточной плавящей способностью.

Кроме того, в Ассоциации подчеркнули, что в условиях таких крупных развитых мегаполисов, как Новосибирск, отказ от современных противогололедных реагентов, соответствующих требованиям ГОСТ Р 58427, вызывает ряд опасений:

«Заменить современный реагент на противогололедный материал предыдущего поколения — чистый галит (хлористый натрий) — в климатических условиях Новосибирска теоретически возможно, но достаточно рискованно. Галит при снижении температуры ниже -12 °C теряет свою эффективность, и для сохранения плавящей способности требуется значительное увеличение норм расхода, что в свою очередь сильно негативно скажется на экологической ситуации в городе. Кроме того, коррозионная активность у галита практически в три раза выше, чем у современных реагентов, соответствующих требованиям ГОСТ Р 58427».

Кстати, экологическую экспертизу галит — в отличие от реагентов по ГОСТ — также не проходил.

Кроме того, эксперты задаются вопросами, что будет с запасами химических смесей, которых осталось после предыдущего сезона в объеме около 3000 тонн.

В сухом остатке

Подводя итог, эксперты Ассоциации отмечают положительные тенденции, озвученные руководством города в подходах к зимнему содержанию Новосибирска, однако выражают опасения, что меры, предпринимаемые на местах, не позволят кардинально улучшить ситуацию.

Поживем — увидим, как говорится.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter