Сфера ремонта и строительства — одна из самых динамичных и значимых в экономике. По данным Минтруда, в ней задействовано около 6,8 млн работников. Сектор остается одним из наиболее значимых сегментов потребительского рынка: по данным Росстата, за первый квартал 2025 г. россияне потратили на ремонт и строительство 133,9 млрд руб. (+19 %), в 2024 г. объём рынка составил рекордные 526 млрд руб. С учетом того, что ремонт и стройка требуют значительных затрат, клиенты хотят быть уверенными в качестве работ.
«В условиях высокой конкуренции и растущего спроса на услуги, особенно среди частных клиентов, важность формирования доверия и прозрачных условий сотрудничества становится критически важной, ведь уязвимыми становятся обе стороны сделки», — говорит руководитель категории «Ремонт и стройка» на «Авито Услугах» Светлана Филимонова.
Основные проблемы возникают из-за недопонимания и недоверия к мастерам, что часто связано с ошибками в обсуждении условий работ и отсутствием чётких и прозрачных механизмов сотрудничества. Согласно исследованию «Авито Услуг», около трети клиентов опасаются низкого качества услуг, 23 % сомневаются в профессионализме мастеров, а 16 % пользователей боятся столкнуться с мошенничеством.
Частные лица составляют основную массу заказчиков в ремонте и строительстве, их доля среди заказчиков составляет 75 %. Такие клиенты часто испытывают трудности в формулировании задач для мастеров: 21 % опрошенных специалистов указали на это как на значительную проблему. В свою очередь, каждый пятый заказчик озадачен поиском надёжных и квалифицированных мастеров. В 32 % случаев объём фактически выполненных работ расходится с первоначальными запросами, что подчёркивает важность детального обсуждения и фиксации условий работы. По мнению 42 % мастеров, этого можно избежать, если четко обсудить и зафиксировать все детали ещё до начала работ.
Одним из решений проблемы может помочь внедрение безопасной сделки, которая позволит фиксировать условия и стоимость услуги на платформе с возможностью арбитража в случае возникновения каких-либо споров между заказчиком и исполнителем, рассуждает Филимонова. Причём гарантия может действовать как в момент оказания услуг, так и некоторый период после. Международный опыт демонстрирует высокую эффективность подобных решений: появляется всё больше международных сервисов, где представлена безопасная сделка, а некоторые делают её единственно возможным вариантом взаимодействия. Например, австралийский AirTasker и американский Taskrabbit полностью перешли на модель безопасной сделки для всех договоров в этой категории.
«Авито Услуги» уже предпринимает шаги в этом направлении. Компания представила инструмент «Задачи», который помогает наладить коммуникацию между заказчиком и исполнителем, структурируя запросы и подбирая исполнителей по геолокации, профилю и рейтингу. По мнению Филимоновой, новый инструмент может стать фундаментом для будущих решений, которые повысят уровень доверия и сделают взаимодействие более прозрачным.
«Ремонт и строительство — это не просто большой сегмент рынка, но и сложный механизм, чувствительный к нюансам в коммуникации между клиентами и исполнителями. Цифровизация рынка открывает новые возможности для повышения прозрачности и безопасности сделок. Внедрение безопасных форматов позволяет формировать надежную репутацию исполнителей, оптимизировать процесс поиска специалистов и обеспечивать защиту интересов обеих сторон», — резюмирует она.