Маленький зубастый монстр с длинными ушами, известный как Лабубу, привлёк внимание подростков и взрослых в Новосибирске. Эта дизайнерская игрушка, созданная гонконгским художником Касингом Лунгом, стала глобальным феноменом после того, как её заметили у корейских знаменитостей.
Эти игрушки были разработаны в 2015 году. Сегодня они стали популярными благодаря сотрудничеству с брендом Pop Mart, который выпустил коллекционные «слепые боксы». В Сибири оригинальные Лабубу продаются по цене от 4 200 до 8 000 рублей с доставкой из Азии, в то время как копии можно найти за 500-700 рублей.
Интерес к игрушкам подогревают знаменитости. Особенно ценятся редкие экземпляры игрушек — один лимитированный монстр был оценён местным продавцом в 57 000 рублей с утверждением, что аналогов в России нет.
Здоровое ли это увлечение? Объясняет психолог и руководитель центра ментального здоровья «Психологика» Анастасия Черникова в интервью Om1 Новосибирск.
- Почему Лабубу заинтересовали взрослых?
Игрушки для детей — это возможность для взрослых в том числе отвлечься от проблем, вспомнить детство и испытать положительные эмоции. Если игры не являются постоянным способом ухода от реальности, то в этом нет ничего плохого, пояснила Анастасия Черникова.
«Механика blind box в некоторых сериях игрушек Лабубу, когда не знаешь, какая игрушка будет внутри, для многих взрослых оказалась ностальгией по киндер-сюрпризу», — добавила она.
Популярность Лабубу, скорее всего, связана с эффектом дефицита и ограниченности. Когда товар доступен в ограниченном количестве, это усиливает желание его получить.
«Это психологический механизм, известный как «эффект дефицита». Люди воспринимают такие вещи как более ценные и уникальные, что стимулирует стремление купить их даже за высокую цену», — объяснила специалист.
Также значимую роль здесь играет элемент социального подтверждения. Когда вокруг много людей, говорящих о Лабубу, делящихся фотографиями и эмоциями, формируется ощущение, что эта игрушка — часть тренда, символ принадлежности к определённой группе, отметила Анастасия Черникова.
«Это усиливает желание приобрести игрушку, чтобы не чувствовать себя «вне круга». Для тех, кто ведёт социальные сети, это возможность участвовать в трендах и челленджах», — добавила она.
Она подчеркнула, что, планируя покупку игрушки, важно ответить себе на вопрос: я хочу её саму по себе, потому что она мне нравится и вызывает радость, или мне важно быть принятым социальной группой и быть в тренде?
«Здесь нет хорошего или плохого ответа. Это нужно в первую очередь для понимания себя», — уточнила психолог.
- Почему Лабубу вызвали ажиотаж среди детей?
Специалист объяснила, что в современном мире популярность той или иной игрушки во многом зависит от инфлюенсеров. Дети тоже смотрят социальные сети и видят тренды. Следовательно, они хотят получить популярную игрушку, чтобы комфортно чувствовать себя в группе сверстников и быть принятыми.
- Опасны ли Лабубу для психики ребёнка?
По словам психолога, сама по себе такая игрушка серьёзных рисков для психики не несёт. Все зависит от коммуникации с родителями и как они преподнесут ребёнку персонажа.
«Запретить всё невозможно. Лучше приложить усилия не на запреты, а на внедрение различных программ по осознанному родительству на государственном уровне. Психологическое благополучие ребёнка в первую очередь зависит от атмосферы в семье. Если ребёнок просит купить такую игрушку, важно реагировать спокойно, без критики. Это, наоборот, может вызвать у ребёнка желание защищать свой выбор», — пояснила Анастасия Черникова.
Она добавила, что важно узнать у ребёнка, с чем связан интерес к этому персонажу, что его в нём привлекает, какие эмоции он испытывает от взаимодействия с ним.
При этом поступать стоит так же, как и при покупке любой другой игрушки. Принимать решение о покупки совместно, в диалоге, опираясь на возможности.