om1.ru
«В Новосибирске не снимают кино»: режиссёр Роман Медведев — о пути в индустрию и борьбе за свободу Как снять короткометражку без бюджета, почему в Новосибирске не снимают кино и что мешает молодым режиссёрам пробиться на крупные фестивали? Новосибирский кинорежиссёр Роман Медведев рассказал о своём пути, работе над фильмами «Напалм» и «Рокеры против великанов», а также о договоре с самим собой.

«В Новосибирске не снимают кино»: режиссёр Роман Медведев — о пути в индустрию и борьбе за свободу

Как снять короткометражку без бюджета, почему в Новосибирске не снимают кино и что мешает молодым режиссёрам пробиться на крупные фестивали? Новосибирский кинорежиссёр Роман Медведев рассказал о своём пути, работе над фильмами «Напалм» и «Рокеры против великанов», а также о договоре с самим собой.
Режиссёр рассказал новосибирцам, как снимается кино и где взять бюджет
3 февраля 2025, 17:30
интервью

«В Новосибирске не снимают кино»: режиссёр Роман Медведев — о пути в индустрию и борьбе за свободу
Фото: Om1 Новосибирск

Новосибирский режиссёр Роман Медведев дал эксклюзивное интервью корреспонденту Om1 Новосибирск Роману Софину, где рассказал о своем пути в кино, работе над короткометражками и коммерческими проектами, а также о том, почему в Новосибирске не снимают большое кино.

О том, почему он начал снимать кино

Роман признаётся, что любовь к кино у него появилась ещё в детстве:

«Все мы в детстве смотрели фильмы на Первом канале поздно вечером. Я был тем, кто отчаянно рвался досмотреть, что же будет дальше, но родители отправляли спать. Со временем появилась возможность смотреть фильмы до конца, а потом вышел «Аватар» Кэмерона, и я осознал, что хочу быть частью этого мира».

Медведев начал снимать короткометражные фильмы ещё подростком, участвуя в фестивалях. Родители поддерживали его увлечение и подарили первую камеру.

О главных работах

Роман Медведев работает в двух направлениях — авторское кино и коммерческие проекты. Среди его короткометражек:

  • «Напалм» — экшен-драма о ностальгии, ставшей болезнью.
  • «Рокеры против великанов» — история о свободе и борьбе, которая пока не вышла.
  • Коммерческие проекты охватывают крупные компании: META, ПМК, «Мебельная мануфактура», «Белое яблоко», рекламные ролики и клипы.

«Я называю себя режиссёром только потому, что у меня есть свои фильмы. Без них это просто видео. Мне хотелось выгрызть себе путь, и я его сделал».

О первых шагах и переезде в Новосибирск

Перед поступлением в университет режиссёр рассматривал Москву и Санкт-Петербург, но выбрал Новосибирск, чтобы быть ближе к семье. Однако его путь оказался непростым:

«Я не сдал профильную математику и поступил на журфак, но спустя полгода перевёлся на кинооператорское направление. Первые полгода на журфаке были очень насыщенными — много практики, отправляли на форумы. И это было круто. Но я понимал, что моё место в кино».

При этом Медведев признаётся, что его путь — это осознанное решение, а не случайность.

«В какой-то момент я заключил с собой договор: три года заниматься кино, выкладываться на максимум и не бросать. И вот я до сих пор в этом договоре. Я хотел понять: если я буду гореть этим, смогу ли я добиться успеха? Смогу. Теперь у меня нет сомнений».

Этот подход помог ему не свернуть с выбранного пути и продолжить создавать как авторские, так и коммерческие проекты, совершенствуясь с каждым новым фильмом.

Сколько стоит снять короткометражку?

По словам Романа, съёмка короткометражного фильма — удовольствие не из дешёвых.

«Даже если вы снимаете всё на минималках, без гонораров, просто на энтузиазме, всё равно нужно хотя бы 100 тысяч рублей. Это аренда техники, еда для команды, транспорт, реквизит».

Один из главных вопросов — где взять деньги?

«Я работаю на коммерческих съёмках: рекламные ролики, имиджевые видео. На этом зарабатываю. Часть денег уходит на жизнь, часть — на авторские проекты».

Есть ещё гранты и краудфандинг, но, по словам Медведева, в Новосибирске это пока не сильно развито.

Бюджет авторского проекта варьируется. Для минимального уровня нужна сумма от 100 тысяч рублей. Съемки «Напалма» были оплачены из личных средств, а на «Рокеров против великанов» скинулась вся творческая команда .

«Если ты студент, начинающий режиссёр, у тебя нет денег, но есть друзья, которые готовы помочь, — это одно. Если хочешь делать все по-взрослому: аренда оборудования, локации, костюмы, массовка — это уже совсем другой бюджет».

Для качественного короткометражного фильма оптимальный бюджет — 250 000 рублей.

«Чем выше уровень продакшена, тем дороже. Если вы хотите нормальный свет, операторскую технику, звук, транспорт — будьте готовы отдать полмиллиона».

С чего начать молодому режиссёру?

Роман советует не ждать идеального момента, а просто начинать снимать:

«Самое главное, не бояться. Первые работы всегда будут плохими. У меня есть проекты, за которые мне сейчас стыдно, но без них я бы не научился снимать лучше».

Начинать можно даже без камеры, на телефон. Главное, практика.

Также важно окружение.

«Если ты хочешь в кино — найди таких же, как ты. Пишите сценарии, снимайте, участвуйте в фестивалях. В Новосибирске есть сообщество киношников, можно искать команду в чатах, на форумах».

Как продвигать свои фильмы и попасть на фестивали?

Роман Медведев отмечает, что продвижение фильма — это отдельная работа, и, если короткометражка просто лежит на YouTube, о ней никто не узнает.

«Когда я только начал снимать, я думал: «Сниму фильм, залью его в интернет, и люди сами его найдут». Так не работает. Важно отправлять фильмы на фестивали, продвигать их через соцсети и находить зрителей».

Одной из лучших площадок для продвижения молодого режиссёра Медведев считает фестивальное движение.

«Если ты снял фильм и не знаешь, что с ним делать, — иди на фестивали. Это возможность показать работу профессионалам, найти связи и получить опыт. Многие режиссёры, в том числе и Тарантино, начинали именно с фестивального движения».

Как попасть на крупные кинофестивали?

Фестивали делятся на разные уровни: локальные, региональные, национальные и международные. Роман советует начинать с местных. В России это «Кинотавр», «Короткий метр», Message to Man и другие.

«Чем больше фестивалей, тем лучше. Некоторые берут вступительный взнос, но есть бесплатные, и на них тоже стоит подаваться. Главное, следить за дедлайнами и адаптировать фильм под требования фестивалей».

На такие фестивали просто так не попадают. Нужны связи, хороший промоматериал и фестивальный агент. Обычно от России фильмы отправляют через отборщиков.

Есть специальные фестивальные агенты, которые помогают продвигать работы. Участвовать можно даже в крупнейших мировых смотрах — Канны, Венеция, Берлин.

«Мы подавали «Напалм» на Венецию, Канны. Стоимость заявки — от 20 до 30 тысяч рублей. Шанс попасть невелик, но это часть индустрии. Фестивали — это не просто признание, но и возможность найти продюсера».

Почему в Новосибирске не снимают кино?

По словам Медведева, проблема не в отсутствии индустрии, а в формате работы:

«У нас есть ребята, которые снимают. Но они работают на заводах, в офисах, рекламных агентствах. После работы приходят домой, у них есть 3-4 свободных часа. Они пишут сценарий, собирают команду из друзей, снимают в выходные. Потом снова работают. Так можно создать короткометражку, но на полном метре это невозможно».

Поэтому, по мнению Романа, если говорить о развитии киноиндустрии, нужно не только повышать профессиональный уровень, но и создавать финансовые условия, при которых можно снимать кино полноценно, а не как хобби по вечерам.

В отличие от Москвы или Санкт-Петербурга, где есть кинокомпании, продюсеры и инвесторы, в Новосибирске кино снимают энтузиасты, зачастую в свободное от основной работы время.

«Люди снимают после работы. Днём они заняты своими основными делами, а вечером выходят на съёмочную площадку. Конечно, в таких условиях сложно говорить о серьёзном кинопроизводстве».

По его словам, в городе просто нет условий для полноценного развития индустрии.

«В Новосибирске нет продюсерских центров, где можно было бы получить финансирование. Актёры, которые хотят строить карьеру в кино, чаще всего уезжают в Москву».

Несмотря на это, Медведев уверен, что при должной поддержке в регионе можно было бы наладить кинопроизводство.

«Если появятся инициативные люди, которые смогут привлекать финансирование, создавать проекты и развивать киношколы, Новосибирск вполне может стать точкой притяжения для независимого кино».

О мечте снять полный метр

Сейчас у Романа есть два сценария полнометражных фильмов — фантастика и комедия. Но окончательный выбор ещё не сделан: «Конечно, мне ближе фантастика, но комедия более массовая. Пока я думаю, какой проект взять первым».

«Сверхцель — снять фильм, получить «Оскар». Можно два», — смеётся режиссёр.

О будущем и возвращении в родной город

В долгосрочной перспективе режиссёр мечтает вернуться в Новокузнецк и открыть школу кино:

«Мне важно помогать молодым ребятам. В Новокузнецке не хватает наставников, а я сам знаю, как важно, когда есть человек, который поддержит и направит».

Роман Медведев — пример того, как можно пробиваться в киноиндустрию без большого бюджета и связей, опираясь на труд, настойчивость и веру в своё дело. Сейчас он на пороге съёмок полнометражного фильма, но не забывает о корнях и мечтает воспитывать новое поколение кинематографистов.

Фото: предоставлено Романом Медведевым редакции Om1 Новосибирск
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter