Жители Новосибирска уже несколько лет активно жалуются на загрязнённость города. Когда начинаются разговоры об экологии, первым делом они вспоминают о пыли, которой слишком много на улицах. Из-за неё, в частности, невозможно вздохнуть полной грудью, увеличивается риск развития заболеваний, появляются пылевые бури и всё кругом покрыто серым налётом — согласитесь, мало кому нравится такое. Местные власти знают о проблеме, пытаются что-то сделать, но пока, по наблюдениям многих, она остаётся актуальной. Интересно, почему появляется пыль и как от неё избавиться? За ответами наша редакция обратилась к экологу и заместителю исполнительного директора «Арктика Сити» Евгению Книжнику. Подробности — в материале Nsk.om1.ru.
По его словам, перед тем как начать искать причины запылённости мегаполиса, необходимо вспомнить, что в городе слабо развита система мониторинга воздуха. Из-за этого сложно сделать качественный анализ того, чем мы дышим. У нас всего 10 пунктов наблюдения за атмосферой, когда должно быть больше 20, и это с учётом того, что они есть не в каждом районе.
Почему Новосибирск называют Пылесибирском?
В качестве первой причины, почему в Новосибирске столько пыли, Книжник назвал посыпку дорог песко-соляной смесью. В последние годы дороги и тротуары зимой стали посыпать обильнее, но песок при этом, когда сходит снег, не убирают полностью, так как его слишком много. Наверное, дело в том, что рабочие во время уборки снега, в котором много смеси, часто кладут его на обочину, вместо того чтобы вывозить из города.
«Раньше сыпали всё то же самое, но в меньших объёмах. Например, я жил в Академгородке, и недалеко от моего дома находился лес, где катаются на лыжах. Иногда люди надевали лыжи у меня во дворе, а им ещё надо было перебираться через улицу оживлённую, — вспоминает эколог. — Я к тому, что на дороге был ледовый наст, и по нему люди на лыжах проезжали. А сейчас чистят всё идеально. И это хорошо, потому что на этом бы насте при современном дорожном движении была бы куча аварий. Так что тут палка о двух концах».
Второй причиной проблемы эксперт назвал неудовлетворительное состояние бордюрного камня. Грунт с газонов с дождями, с таянием снега стекает сквозь повреждённые бордюры на дороги и тротуары и разносится пешеходами, машинами.
Следующая причина — это парковка на газонах. В городе не хватает парковочных мест, поэтому люди оставляют машины на газонах, а затем на колёсах вывозят грунт на дороги. Ко всему этому, у нас на некоторых улицах в частном секторе нет асфальта.
А что насчёт городских строек — они-то виноваты в появлении пыли?
В разговоре собеседник не согласился с популярной среди горожан и мэрии версией о том, что пыль может появляться из-за строек:
«В последнюю очередь, как мне кажется, я бы говорил про тему строек, которую так любят власти. Строек относительно мало в городе. Выездов с каждой стройки не так много, как в том же частном секторе. Да, возможно, стройка может повлиять на состояние атмосферы локально, в месте, где она находится, но в целом на городе это сильно не сказывается».
«На это, как всегда, нет денег»: о самой главной причине запылёности мегаполиса
Глобальная же причина запылённости города, которая даже может стоять у истоков названных ранее причин, заключается в том, что у нас активно возводят дома, но не строят дороги. Это большая головная боль, считает Книжник. Мэрия просто не успевает строить новые проезжие части. И тут даже не столько пыль, сколько выбросы от автомобилей могут сыграть негативную роль в жизни новосибирцев.
«Дороги новым домам должна делать мэрия. А у чиновников на это, как всегда, нет денег. Видимо, налоговая политика у нас не сбалансирована — может, надо брать больше денег у застройщиков и пускать их на строительство дорог? Но тогда, конечно, цена квадратного метра увеличится. Снова палка о двух концах», — сказал эксперт.
Он добавил, что столица Сибири нуждается в грамотных управленцах, которые, как того требует ситуация, возьмутся за работу по приведению местной экологии в норму. Эту работу не получится разрешить сиюминутно, так как она, как уже было сказано, требует комплексного подхода, в котором одна задача накладывается на другую и тянет одна за другую.