Ольга, в какой момент пришла идея помогать солдатам и шить для них бесплатно одежду?
В апреле 2022 года я решила начать помогать солдатам, которые уже находятся за «лентой». Без нашей поддержки и участия они там не смогут выжить. Тогда ещё не объявили частичную мобилизацию, и никто не думал об этом. Нас набралось не более 15 человек. Это просто благотворительность. Я владелец интернет-магазина тканей, поэтому самое простое, чем я могу помочь, — это шить одежду. У меня были свои ткани, и я сделала первые выкройки, связалась с волонтёрами приграничных зон и поинтересовалась, как отправить туда первые комплекты.
Солдатам, которые уже находятся в зоне СВО, важно наше участие. Сейчас мы не шьём для мобилизованных. Они все укомплектованы, их одевают региональные власти, некоторые вещи можно купить в городах, а те, кто находится там с самого начала, в помощи нуждаются больше.
К нам обращались некоторые мобилизованные, которые пытались купить у нас одежду. Но мы ничего не продаём. Был один случай, когда одному из призывников швеи предоставили спальник.
Как построена схема волонтёрской помощи? Кто передаёт одежду и откуда вы знаете, что им нужно?
Что именно шить, нам говорят солдаты, они выходят на волонтёров в приграничных регионах, информация поступает к нам. Всё зависит от сезона — летом мы больше шили нижнее бельё, носки, майки, футболки, лёгкие штаны. С наступлением осени солдаты стали обращаться с просьбами о дождевиках, спальниках, утеплённой одежде.
Сейчас максимально делаем спальники, на них поступает много запросов. Для пошива нужны плащёвка и утеплённый подклад.
Мы не работаем с «Красным крестом», у нас свои волонтёры. Солдаты выходят на связь с нашими агентами, а после получения одежды они направляют весточки благодарности, пишут сообщения девочкам в приграничной зоне. Вещи мы отправляем каждую неделю.
Стоимость тканей сейчас возросла?
Последние партии тканей стали ощутимо дороже. Всё резко раскупили с момента частичной мобилизации — начался аврал, и все ринулись шить. Естественно, что поставщики повысили цены. Думаю, в ближайшее время не стоит ожидать снижения стоимости.
Кто спонсирует волонтёрскую помощь?
Нас никто не спонсирует, мы сами делаем это по своей инициативе и даже вкладываем свои собственные сбережения. Проводим всё свободное время за швейными машинами. Я нахожусь в мастерской с двух часов дня и до десяти вечера, пока не падаю без сил. Мне никто не оплачивает моё затраченное время. Девочки тоже работают по желанию. У всех есть основная работа, дети, дом, но мы находим возможность помочь нашим соотечественникам за «лентой». У нас есть карта, на которую желающие могут перечислять средства для покупки тканей и пошива одежды. Некоторые помогают финансово, но таких немного. Я всегда отчитываюсь по факту денежных переводов и того, куда они пошли.
Предлагают ли помощь со стороны?
Помощь со стороны предлагают, к нам стали подключаться активнее с момента объявления частичной мобилизации. До этого нас было в основном составе 15 человек. Сейчас девушки обращаются, шьют и вяжут тёплые носки, не мешало бы ещё начать вязать варежки. Одежду приносят нам. Я не даю ткань бесплатно, желающим принять участие в благотворительности и пошиве одежды солдатам я предлагаю брать сразу крой, который изготавливается заранее. Всё зависит, опять же, от сезона.
С момента объявления частичной мобилизации швей стало заметно больше — как у нас, так и в других городах. Там девочки объединились и создали свои собственные группы. Схема такая же — они направляют вещи в приграничные зоны, контакты волонтёров я даю. Я рада, что мы оказываем посильную помощь, и планирую продолжать в том же духе.