Сбросили ребёнка с балкона
Погибший от рук матери и отчима 6-летний Вова, по словам соседей, был не любим в семье (у них было трое детей). Взрослые не были трудоустроены, жили на пособие матери по инвалидности. Родители периодически уходили в запой и употребляли наркотики. Старшего сына Вову постоянно избивали. Местные жители неоднократно вызывали сотрудников органов опеки, чтобы те как-то повлияли на ситуацию, но результатов, по их словам, это не приносило. Как рассказывали соседи, в доме, где жила семья, было грязно, дети голодали, а младшим родители давали алкоголь, чтобы они крепко спали и не мешали им.
Летом 2020 года, вспоминают местные жители, произошёл вопиющий случай. Родители сбросили Вову с балкона второго этажа. Ребёнок получил травму позвоночника. Его госпитализировали. Органы опеки вновь не отреагировали должным образом. Лишь привлекли мать к дисциплинарной ответственности. По словам соседей, Вова неоднократно просил забрать его. Он ходил по двору и говорил соседям, что не хочет жить с мамой и отчимом из-за постоянных издевательств. Но до этого никому не было дела, говорят местные жители.
Избили за плохое чтение
Трагический инцидент произошёл 19 марта. Семья отмечала праздник. В доме громко играла музыка, вспоминают соседи. Было весело, но в какой-то момент начался конфликт — стали слышны крики взрослых и плач детей. Как рассказали местные жители, в разгар веселья родители решили заняться воспитанием сына — заставили ребёнка читать книгу. Мальчик неправильно и нечётко произносил слова, что разозлило мать и отчима.
За это взрослые стали избивать ребёнка. Позже на теле мальчика следователи насчитали не менее 50 ударов и шесть сломанных рёбер. Медицинская экспертиза установила разрыв внутренних органов у погибшего.
На крики и плач сбежались соседи, но поздно — Вова был уже мёртв. Соседи вызвали полицию, мать и отчима задержали. Мужчина частично признал вину, а мать ребёнка всё отрицала.
Родственники тяжело перенесли утрату. Тётя Вовы Кристина написала в социальных сетях:
«Давайте будем беречь своих близких, даже если вы далеко. Я буду по тебе скучать, мне без тебя так стало пусто. Покойся с миром, племянник».
Редакция портала Om1.ru пыталась связаться с родственницей, но та отказалась от общения с журналистами. Сообщила, что ей больно вспоминать о трагедии, и она пытается стереть из памяти пережитый кошмар.
Соседка Евгения охарактеризовала семью как нелюдимую. По её словам, они редко выходили на улицу. Летом отправлялись лишь на пляж или детскую площадку. Но никто даже подумать не мог о том, что взрослые смогут так поступить с ребёнком.
«Жалко мальчика. Он всегда был приветливый, улыбчивый, никогда никому ничего плохого не говорил. Правда, многие замечали, что в последнее время он был немного забитый. Причина очевидна», — рассказала соседка порталу Om1.ru.
Плакали даже суровые мужчины
Новосибирский правозащитник Анна Тажеева 25 марта 2021 года была на похоронах Вовы. По её словам, плакали все, даже суровые мужчины не могли сдержать слёз. В маленьком гробе длиной чуть больше метра лежал синий избитый малыш. Все побои было видно даже сквозь грим. Активистка уверена: в произошедшем виноваты органы опеки. Именно они должны заниматься профилактикой неблагополучных семей, «а не прикрываться вчерашними отчётами».
Тажеева хотела добиться увольнения сотрудников органов опеки, так как, по её мнению, «они бездействовали в отношении неблагополучной семьи».
В органах опеки заверили, что никакой халатности с их стороны не было. Семья не выглядела как неблагополучная и было не похоже, чтобы взрослые употребляли наркотики, считают сотрудники.
«В августе сотрудник опеки трижды выезжал по адресу проживания семьи. Общался с соседями. Оставлял контакты на случай того, если заметят что-то неладное. За всё время никто не позвонил. Бабушку, которая говорит, что обращалась во все инстанции, мы ни разу не видели. Кроме того, туда приезжали часто педиатр, сотрудник комплексного центра соцобслуживания. Все составляли акты, что ничего не зафиксировано. В противном случае они обязаны были нам сообщить», — сообщила начальник управления опеки Инна Оранова.
Тем не менее проверку в отношении деятельности органов опеки организовала детский омбудсмен Надежда Болтенко. Случай в Кудряшовском она назвала вопиющим.
«Сделаны запросы в Министерство труда и соцразвития для проверки и оценки качества организации работы органов профилактики безнадзорности и правонарушений с данной семьёй. Направлены запросы в прокуратуру, Следственный комитет о предоставлении информации об обстоятельствах гибели ребёнка, а также принятых мерах в отношении матери и отчима погибшего мальчика», — рассказала Болтенко.
Следователи провели более 10 экспертиз, опросили свыше трёх десятков свидетелей и собрали достаточно доказательств. Уголовное дело в отношении матери и отчима погибшего Вовы направили в суд для рассмотрения. Женщине и её сожителю грозит до 20 лет лишения свободы. Пока они находятся в СИЗО.
Если судьба родителей 6-летнего Вовы определится в ближайшее время, то результаты проверки в отношении органов опеки до сих пор неизвестны. Как рассказала порталу Om1.ru волонтёр Наталья Астафурова, которая хотела добиться справедливости, направить запрос по поводу возможного бездействия социальной службы ей не удалось. Не получилось собрать достаточное для этого количество подписей. По её словам, люди успокоились и не так заинтересованы в исходе дела. До конца разобраться в случившемся и наказать виновных никто не хочет, говорит она.
Редакция портала Om1.ru направила соответствующие запросы в Министерство труда и социального развития Новосибирской области, а также уполномоченному по правам ребёнка в Новосибирской области Надежде Болтенко, чтобы выяснить ход расследования дела. Следите за новостями.