ДОМ ДЛЯ ОСОБЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
Первый городской приют — один из самых старых в Новосибирске, его открыли в 1992 году. Изначально он располагался в маленьком частном доме, теперь же в распоряжении организации огромный комплекс с территорией в один гектар. Здесь находится основное здание и множество уличных вольеров. Всего в приюте проживают около 200 собак и 215 кошек. Часть из них — с ограниченными возможностями.
Собаки размещены в специальных вольерах, каждая — в своём домике. Пожилые, ослабленные звери и щенки живут в большом здании. Для животных-инвалидов построили отдельное, специально оборудованное помещение.
Экскурсию по приюту для особенных зверей журналисту портала Om1.ru провела волонтёр Виктория Каратушина, которая помогает местным подопечным уже восемь лет.
На крыльце строения размещён пандус, необходимый для спуска на коляске. Внутри по краям небольшая кладовая с кормом и игрушками, а в центре — несколько вольеров. В доме тепло, пол подогревается. Псы встречают гостей громким лаем, но позже успокаиваются и смотрят дружелюбно. У каждой собаки-инвалида личная подстилка, любимая игрушка рядом, есть окошко для проветривания.
«Первый зверь с ограниченными возможностями появился в нашем приюте в 2001 году. До нас животных-инвалидов не принимал никто. Раньше травмированным питомцам в клиниках делали рентген, МРТ, ставили диагноз «разрыв спинного мозга» и, убедившись, что пациенту ничем не помочь, усыпляли его. Мы решили так не делать и оставили собаку, чтобы понаблюдать за ней. С ней всё оказалось в порядке. После этого случая мы перестали усыплять животных-инвалидов без специальных показаний», — поделилась Виктория.
Старейшему постояльцу с ограниченными возможностями исполнилось 15 лет. Он поступил в учреждение в 2009 году. Сейчас пёс живёт у Виктории — из-за тяжёлого состояния здоровья. В приюте остались молодые подопечные.
«Здесь находятся «спинальники» (волонтёры так называют подопечных с диагнозом разрыва спинного мозга — прим. Om1.ru). Они здоровые, активные, счастливые. У каждой собаки-инвалида индивидуальная коляска, которые мы заказываем из Москвы. Их изготавливают по высланным размерам. За каждым животным закреплён волонтёр, с ними рядом всегда кто-то есть, они ведь особенные», — улыбается Виктория.
ПОД ПРИСТАЛЬНЫМ ПРИСМОТРОМ
Волонтёр приюта берёт на руки маленькую собаку по кличке Бусинка, надевает на неё специальную коляску с ремнями. У подопечной не двигаются задние лапы из-за травмы — они даже не сгибаются. Девушка выпускает малышку на улицу. Та, счастливая, скатывается в снег и резвится во дворе.
«В 2020 году Бусинку забирали в семью, но в декабре 2021-го вернули — хозяева не смогли уделять ей много времени. Они не находятся круглосуточно дома и не успевали следить за собакой», — обнимает подопечную Виктория.
По словам волонтёра, у животных-«спинальников» нет чувствительности конечностей из-за разрыва спинного мозга. Они не только не ощущают задние лапы, но и не могут контролировать процесс испражнения. Поэтому хозяин должен два-три раза в день самостоятельно сцеживать отходы жизнедеятельности, иначе у собаки возникнут проблемы со здоровьем, либо в помещении станет грязно.
Люди, приютившую Бусинку, не справились с этими задачами и вернули её в приют. Такая же ситуация произошла с её соседом по вольеру.
«Уход за инвалидами не так сложен, как кажется. Единственная разница — контроль туалета. Если здоровую собаку можно вывести на улицу и в мороз, и в дождь, то с инвалидом так зачастую не поступить. Необходимо находиться рядом всегда. Поэтому хозяин должен исключить переезды, поездки, работу вне дома. Как правило, таких животных забирают состоявшиеся семьи, которые уверены, что смогут уделять должно внимание питомцу. К сожалению, таких крайне мало. Но в целом, это абсолютно обычные собаки, активные и радостные», — объясняет Виктория.
Волонтёр приводит в пример счастливые семьи с животными-инвалидами. Одни её знакомые работают удалённо и решили осознанно взять особенного питомца. Им не нужно никуда уезжать каждый день, поэтому собака всегда под контролем.
Ещё одна семья приютила «спинальника» и всегда берёт его с собой в поездки. Например, недавно брали питомца на Алтай, где тот в коляске с радостью бегал по лесам и полям.
Виктория считает, что под всё можно подстроиться, было бы желание. Если его нет — не стоит брать животное с ограниченными возможностями.
ПЕРЕЕХАЛ ПОЕЗД, ОТОРВАЛИ ХВОСТ ИЛИ РЕЗАНУЛИ НОЖОМ
Значительная часть травм, которые впоследствии приводят зверей к инвалидности, связаны с нервной системой. Часто они несовместимы с жизнью, и потерпевшее животное умирает ещё в ветклинике. Так бывает при разрыве спинного мозга в нескольких местах, в шейном или грудном отделе. В таких ситуациях возникают серьёзные осложнения на сердце и лёгкие. Если случай критический и питомца не спасти, врачи принимают решение об усыплении, чтобы пациент не мучился от боли.
«Трагический случай произошёл в 2019 году. К нам из Якутска привезли на лечение спаниеля. В клинике, которая обслуживает наш приют, его поставили на лапы. Но обратный рейс задержали, пёс долгое время сидел в холоде. В итоге у него отказали лапы. Хозяин попросил оставить питомца у нас на реабилитации, но собака вскоре умерла», — вспоминает Виктория.
Также волонтёр курирует пса, которого малышом нашли на ТЭЦ. Его переехал поезд, из-за чего одну лапу пришлось ампутировать полностью, из второй сделали культю. Зверь уже семь лет живёт в приюте, перемещается как с коляской, так и без.
В приюте есть слепые животные, а ещё — так называемые «трёхлапики», подопечные, потерявшие одну лапу. Много среди инвалидов кошек — в основном они получают травмы из-за неудачных падений с высоты. Часто на мурчащих нападают собаки, разрывая их. Над животными любят издеваться люди: пинают или вырывают хвосты.
Одного лохматого старого пса привезли в приют в августе 2021 года. Он агрессивно относился к волонтёрам. Когда те начали разбираться в причинах такого поведения, нашли на теле животного около десяти ножевых ранений.
«Трёхлапик» и пёс, которого изрезали ножом
Собаки чаще кошек попадают под машины. В приюте среди «спинальников» в основном кобели. Они более любопытные, чем особи женского пола.
По словам волонтёра, животные-инвалиды живут долго и умирают от тех же болезней, что и здоровые — чаще всего почечная или сердечная недостаточность. Смерть редко связана именно с полученной травмой.
«У зверей с ограниченными возможностями нет мыслей о том, что они теперь особенные и их жизнь не будет прежней. Когда такой питомец попадает к нам, он проходит комплексное ветеринарное обследование в клинике. Какое-то время он находится там, до стабилизации состояния. Затем пациенты приезжают в приют, мы заказываем для них коляски по индивидуальным размерам, помогаем к ним адаптироваться. Затем животное ведёт такой же образ жизни, как и любой другой домашний питомец», — уверяет Виктория.
ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРОВЕРКИ И ПОМОЩЬ ВОЛОНТЁРОВ
Животных-инвалидов сотрудники приюта два раза в год отвозят на проверку в ветеринарную клинику, с которой сотрудничают. Там есть всё необходимо оборудование и узкоспециализированные врачи — невролог, хирург, нефролог, онколог. Специалисты делают зверям узи, МРТ, КТ, рентген, берут кровь на биохимический анализ. Проверка обязательна, так как из-за отсутствия чувствительности животные не могут показать, что у них проблема с почками или печенью.
Ветклиника принимает подопечных Первого городского приюта со скидкой, которую он получает как зоозащитная организация. Люди всегда откликаются на призывы о помощи. Также помогают спонсоры. Волонтёры принимают не только финансовую помощь, но и корм, лекарства, вещи, игрушки — это всегда нужно животным.
КОШАЧЬЕ ЦАРСТВО
Помимо собак в приюте находится 215 кошек. Для них тоже специально оборудовали вольеры с выгулом и с тёплым помещением. Когда на улице тепло, кошек выводят на прогулку. Часть зверей живёт в большом здании.
В домике кошки организовали целый прайд, скучились в углу и мурлычат. Ослабленные животные размещены в клетках, чтобы их не тревожили соседи. Иногда к кошкам подселяют маленьких собак — эти постояльцы приюта хорошо ладят друг с другом.
Виктория достаёт с верхней полки кошку Лизу. Инвалидом она стала из-за выдранного живодёрами хвоста. Травма повлияла на способность животного ходить в туалет — оно не может контролировать процесс. Несмотря на эту особенность, Лиза очень ласковая.
Кошка Лиза без хвоста
«Содержать больных кошек сложней, чем собак. Они не такие компанейские, поэтому уместить их в одной комнате сложно. Мы стараемся организовать пространство так, чтобы у каждой кошки было своё лично место, миска с сухим, лоток, вода. В вольере много лежанок — питомцы могут выбрать самую комфортную», — показывает помещение волонтёр.
Сложности с размещением кошек могут возникнуть из-за их заболеваний. Например, если у питомца лейкемия, его можно посадить только к кошке с такой же болезнью, иначе она заразит соседа.
Среди кошек больше отказников, чем среди собак. На это влияет аллергия, которая появляется у хозяев после привоза питомца домой.
«С кошками часто происходит следующая ситуация: бабушка содержала 10–20 питомцев, умерла, а родственники такое наследство забирать не хотят. В приют попадает не один кот, а сразу огромный прайд. Хорошо если в приют, а то обычно их отвозят на помойки или выбрасывают в подвалы. Сложно сказать, у кого хуже судьба — кошек или собак. Всем бездомных животным тяжело», — огорчается Виктория.
«НУЖНЫ ЖЁСТКИЕ МЕРЫ»
Виктория считает, что стерилизация бездомных животных — гуманное и правильно средство по решению их проблем. Но это поможет только излечить симптомы. Причина же кроется за закрытыми дверями хозяев.
«В подвалах котята не из воздуха появились. Кто-то выкинул питомца на улицу, самка дала потомство. То вырастает, даёт снова потомство. Так до бесконечности. Пока мы не начнём контролировать хозяев, штрафовать их значительными суммами, ситуация не поменяется. Нужно останавливать бесконтрольное разведение. Каждый второй сейчас заводчик, разводящий породистых кошек и собак с целью заработать. За подобными продажами необходимо следить. Нужны жёсткие меры», — уверена волонтёр.
По словам девушки, продавать породистых животных, которых в реальности единицы, необходимо на лицензированных официальных площадках. Продажей должны заниматься аккредитованные специалисты. Чипирование поможет находить хозяина питомца. Но основа — штрафы, административное наказание. Население понимает только удары по карманам, считает волонтёр.
Взять домой питомца-инвалида — большой и ответственный шаг. Каждый из них заслуживает того, что встретить человека, который не испугается трудностей и с большой любовью станет другом и опорой особенному животному.
Читайте нас «ВКонтакте»!
Фотографии и видео: Om1.ru