Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Новосибирский «Титаник» унёс сотни жизней на Оби — что скрывает самая страшная катастрофа на воде в Сибири Людей пытались искать по крикам в кромешной тьме.

Новосибирский «Титаник» унёс сотни жизней на Оби — что скрывает самая страшная катастрофа на воде в Сибири

Людей пытались искать по крикам в кромешной тьме.
Пароход Совнарком затонул у моста через Обь в мае 1921 года
9 сентября 2025, 11:30

Новосибирский «Титаник» унёс сотни жизней на Оби — что скрывает самая страшная катастрофа на воде в Сибири
Фото: bsk.nios.ru Библиотека сибирского краеведения

Чуть более 100 лет назад, в ночь с 9 на 10 мая 1921 года, на реке Обь произошла одна из самых страшных кораблекрушений в истории Сибири. Двухпалубный пароход «Совнарком», следовавший с грузом зерна из Барнаула в Томск, затонул у железнодорожного моста через Обь, близ города Новониколаевска (ныне Новосибирск).

Эта трагедия унесла жизни более ста человек, а в некоторых источниках упоминаются и более 200 жертв. Сегодня, спустя сто лет, катастрофа продолжает оставаться одной из самых загадочных и трагичных страниц в истории региона, несмотря на многочисленные попытки выяснить все обстоятельства происшествия.

Ночь была тёмной, стоял густой туман

Пароход «Совнарком», построенный ещё в конце XIX века, был уже не новым судном. Ранее он носил названия «Кормилец» и «Братья Мельниковы», но в советский период был переименован в «Совнарком». Это название, которое должно было символизировать советскую власть, не принесло кораблю удачи, а напротив, навсегда вписало его в трагическую историю.

8 мая 1921 года пароход вышел из Барнаула, направляясь в Томск. На его борту находилось от 225 до 400 пассажиров, а трюмы были полностью загружены зерном — около 14 тысяч пудов (или более 200 тонн). На ночь судно остановилось в Бердске, но капитан, несмотря на распоряжение ожидать до утра, принял решение продолжить путь.

Ночь была тёмной, с густым туманом. Видимость была практически нулевой. Однако «Совнарком» продолжил свой путь по реке, приближаясь к Новониколаевску, несмотря на возможные риски. Капитаном на борту был А. Снегирёв, который, возможно, в тот момент не знал, что его решение станет роковым. Его полное имя не сохранилось в архивах.

Пароход влетел в ледорез мостового устоя

В ночь с 9 на 10 мая около 1:30 пароход подошёл к железнодорожному мосту через Обь. Существуют разные версии того, что произошло в тот момент. По одной из них, в условиях полной темноты и неопределённости, лоцман и помощник штурмана, стоявшие на носу судна, увидели огни и взяли курс на них. Однако сигнальные огни были расположены неправильно. Корабль двинулся прямо на ледорез моста.

Только в последний момент они заметили опасность, но было уже слишком поздно. Попытка отклониться от столкновения не увенчалась успехом — пароход с огромной силой врезался в одну из опор моста. Удар был настолько сильным, что судно раскололось пополам. Вода мгновенно хлынула в трюмы, и пароход, так же как и его британский собрат «Титаник», медленно, но верно, пошёл ко дну. Паника на борту была неизбежной. Спящие пассажиры не успели понять, что произошло, а те, кто оказался в ледяной воде, быстро замерзали.

Людей искали по крикам в темноте

Когда пароход начал тонуть, спасение пассажиров стало главным приоритетом. Всплывавшие на поверхность люди кричали о помощи, и вскоре на место катастрофы прибыли спасательные силы. Пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск», а также частные лодки, начали вывозить людей из воды. В условиях полной темноты спасатели ориентировались на крики погибающих, находя их по звуку.

«Люди кричали и молили о помощи. Кромешная тьма не позволяла разглядеть на воде людей — их вылавливали, ориентируясь на крики, которых с каждой минутой становилось всё меньше», — описывал картину в разговоре с КП-Новосибирск сотрудник музея города Константин Голодяев.

Сколько жизней унесла трагедия парохода «Совнарком»

По официальным данным, трагедия унесла жизни 179 человек, не считая безбилетных пассажиров, чьё число так и осталось невыясненным. Однако различные источники говорят о том, что число жертв могло быть гораздо выше — от 100 до 300 человек. Спаслось около 100 человек, но большинство утонули, и многие погибли от переохлаждения.

Капитан Снегирёв чудом выжил после крушения. Ухватившись за обломки, он смог продержаться на воде.

А матроса и смотрителя моста, которые подали неверный сигнал, приговорили к каторге, но вскоре освободили по амнистии. Расследование было завершено, дальнейшая их судьба неизвестна.

Расследование и суд

Уже 10 мая 1921 года была создана специальная комиссия для расследования причин катастрофы. Следственные действия длились почти год, и в итоге капитан был оправдан за недоказанностью состава преступления. А матроса и смотрителя моста, которые подали неверный сигнал, приговорили к каторге, но вскоре освободили по амнистии. Расследование было завершено, дальнейшая их судьба неизвестна.

Других виновных не нашли, и катастрофа была признана результатом роковой случайности. Однако существуют версии, что пароход мог быть захвачен вооружёнными людьми, и решение продолжить путь ночью было связано с этим. В условиях Гражданской войны и голода на борту судна находилось 14 тысяч пудов пшеницы.

Подъём обломков и память о трагедии

Трагедия на реке Обь оставила глубокий след в истории, но память о ней постепенно исчезала. На месте катастрофы не был установлен памятник, и только белая полоса, нанесённая на опору моста, напоминает о месте, где ударился пароход. В дальнейшем, спустя годы, обломки «Совнаркома» стали поднимать со дна. Первая попытка поднять пароход была предпринята в 1923 году, но технические возможности того времени не позволили этого сделать. В 1940-х годах была извлечена лишь часть корабля, а в 1980-х годах судно было окончательно поднято.

Сегодня многие новосибирцы даже не знают о катастрофе, произошедшей 100 лет назад. Однако в некоторых музеях города сохранились предметы с парохода, такие как самовар и мешок муки, который чудом сохранил своё содержимое после десятилетий пребывания на дне.

Крушение парохода «Совнарком» стало одной из самых трагичных страниц в истории Новосибирска и Сибири. Несмотря на прошедшие десятилетия, эта катастрофа остаётся одной из самых загадочных в российской истории, а её жертвы — почти забытыми. Без ответов остались многие вопросы: почему капитан принял решение продолжить ночное плавание? Почему судно оказалось в такой опасной ситуации? Точные ответы на эти вопросы, возможно, остались навсегда в тёмных водах Оби.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter