om1.ru
Суд над майором Гайдамаком: погибшего в разбившемся «Мерседесе» пытаются «посадить» на место водителя В результате страшного ДТП погибли три человека, находившиеся в иномарке.

Суд над майором Гайдамаком: погибшего в разбившемся «Мерседесе» пытаются «посадить» на место водителя

В результате страшного ДТП погибли три человека, находившиеся в иномарке.
Человека, погибшего в «Мерседесе» майора Гайдамака, пытаются «посадить» на место водителя
10 мая 2024, 08:30
Репортаж

Суд над майором Гайдамаком: погибшего в разбившемся «Мерседесе» пытаются «посадить» на место водителя
Фото: УМВД России по Омской области, Om1.ru

В Центральном районном суде продолжается процесс по уголовному делу о страшной аварии на метромосту, случившейся в полночь 30 января 2022 года. Напомним, Mercedes-Benz теперь уже бывшего майора полиции Евгения Гайдамака на полной скорости влетел в столб.

В салоне, кроме 39-летнего начальника отделения финансово-кредитной сферы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Гайдамака, находились ещё три человека. 47-летний учредитель правового коммерческого центра «Современные технологии» и глава благотворительного фонда поддержки и реабилитации обвиняемых, осуждённых и освобожденных «Надежда» Александр Дубенский, 21-летний спортсмен Игорь Татаринов и 40-летний предприниматель Николай Петруняев.

В аварии выжил только Гайдамак. Татаринов через несколько недель скончался в реанимации, Дубенский — через несколько дней, Петруняев — на месте.

Сам высокопоставленный владелец иномарки месяц провел в реанимации между жизнью и смертью. Допросить его смогли только в марте 2022 года. Евгений Гайдамак отрицал, что находился за рулём. Но подробности вспомнить не смог, сославшись на провалы в памяти.

Сейчас основная задача суда — установить, кто именно сидел на водительском месте. Предварительная экспертиза дала противоречивые результаты: находившихся в салоне авто людей после столкновения выбросило через стеклянную крышу. Не вызывает сомнений только расположение на переднем пассажирском сиденье Игоря Татаринова. Он был пристёгнут. Кстати, молодой спортсмен был единственным трезвым из четвёрки.

В крови Евгения Гайдамака обнаружили два промилле алкоголя, что соответствует сильному опьянению. Если его вину докажут, бывшему майору грозит до 15 лет колонии.

В прокуратуре Омской области полагают, что именно он был за рулём. Как рассказала порталу Om1.ru гособвинитель Ксения Лесовская, это подтверждается экспертизой и показаниями свидетелей.

В тот день Александр Дубенский выпил. Чтобы не садиться за руль самому, он попросил знакомого Николая Петруняева отогнать свою машину на ремонт в автосервис. После этого Дубенский вместе с парнем его дочери Игорем Татариновым оказался во дворе дома Петруняева. Тот познакомил их с Евгением Гайдамаком. Мужчины не смогли удержаться от того, чтобы не посидеть в роскошной иномарке последнего.

Игорь Татаринов даже напишет своей девушке восторженное сообщение: «Разрешили посидеть за рулём. Вот это машина!». Как вскоре выяснится, что оно станет последним в жизни молодого человека.

Беседа нетрезвых приятелей затянулась. Самого младшего позвали за «добавкой». Уже потерявшая своего мужа супруга Петруняева, выглянула в окно и увидела, что он сидит в машине Гайдамака. Она спустилась на парковку. Её пригласили на переднее пассажирское сиденье. Она немного посидела с компанией. Когда с тремя бутылками пива вернулся Игорь Татаринов, она уступила ему место, сказав мужу: «Ещё пять минут — и домой!».

По свидетельству женщины, в тот момент мужчины в салоне сидели следующим образом: Гайдамак — на месте водителя, Татаринов — рядом, сзади — её муж и Дубенский.

Едва она поднялась домой, как увидела, что иномарка сорвалась с места и уехала. В районе ресторана «Малибу» водитель не справился с управлением, машина по касательной задела дорожное ограждение и влетела в столб. Ещё три секунды её крутило против часовой стрелки, задняя часть поднялась.

По характеру полученных людьми травм эксперты предположили, что за рулём могли находиться Евгений Гайдамак, Александр Дубенский или Игорь Татаринов. Последнего, по понятным причинам, исключили.

В распоряжении следствия была запись с камер наблюдения на парковке во дворе. Но изображение нечёткое, лица видны плохо. Однако видео показали местному дворнику. Он хорошо знал Гайдамака и по походке и другим признакам уверенно показал: за рулём был именно Евгений.

Сторона защиты привела в суд своего свидетеля, который утверждал, что видел, как «Мерседес», проехав пару домов, остановился. Евгений Гайдамак вышел помочиться, потом пересел на пассажирское место. Впрочем, экспертиза опровергла эту версию, сопоставив расстояние и время происшествия. На такую остановку времени бы не хватило.

На недавнем заседании по этому делу от защиты выступил сотрудник СибАДИ. Его представили как эксперта с 60-летним стажем. По его словам, подготовку заключения ему поручил лично ректор. Пожилой преподаватель часто отклонялся от темы, вспоминая, как тестировал правительственные ЗИЛы и удивился, что чиновники больше на них не ездят.

Специалисту предлагалось ответить на два вопроса:

 — Каков механизм данного происшествия? Какова была скорость движения автомобиля?

 — Каков был механизм перемещения людей, где они находились в салоне и кто мог быть за рулём во время ДТП?

«В СибАДИ приходят десятки уголовных дел о ДТП с тяжёлыми последствиями. В данном случае я изучил 200 страниц. Это схемы ДТП, показания участников, заключения экспертов. С каждым годом всё ниже качество материалов с места ДТП. В данном случае указано, что есть следы торможения. Но не указано расстояние. Если бы следы были 46 метров, то я бы и схему масштабную составил. Есть только конечное положение автомобиля и положение людей вокруг него, даже радиус поворота не замерен. Пришлось ездить на место ДТП и замерять радиус», — посетовал эксперт.

В итоге удалось установить, что автомобиль мчался со скоростью 120-126 км/ч при разрешённой на этом участке не более 74 км/ч. Шины с левых колёс сорвало. Машина зацепила три пролёта забора, перескочила через бордюр высотой 20 см, влетела в столб, развернулась на 280 градусов и остановилась.

«Сидевшие в салоне перемещались сначала влево и вперёд, — уточнил эксперт. — Затем, когда задняя часть автомобиля поднялась, двое с задних сидений были выброшены через крышу. Они полетели отдельно, упали раньше примерно на 18 метров. Автомобиль вращался и остановился. А тот, кто был за рулём, получил наибольшее замедление при ударе в столб. У него пробита грудина, сломаны рёбра. И он улетел первым за автомобиль, когда он ещё вращался. Судя по тому, как у него была задрана одежда, он вылетел ногами вперед. Это был Дубенский. Из тех, кто сидел на заднем сиденье, наибольшие травмы получил мужчина, который сидел с левого края. Он лежал на крыше. А тот, кто сидел рядом с ним, упирался в него и амортизировал. Пристегнут ремнём безопасности был молодой, Татаринов. Он сидел на переднем пассажирском сиденье. При перемещении вбок, он выскользнул из-под плечевого ремня и остался привязанным только поясным ремнём. Поэтому он мотался головой по переднему сиденью и получил тяжёлые травмы. Сзади слева был Петруняев, справа — Гайдамак. Поэтому он получил меньшие травмы. Возле Гайдамака лежал подголовник переднего сиденья».

Фатальным для всех находившихся в салоне иномарки стало то, что не сработали основные подушки безопасности, лишь боковые, от которых особой пользы нет. Также специалист пришёл к достаточно неожиданному заключению. По его мнению, за рулём сидел именно Дубенский. Он не справился с управлением, потому что «поверил в безопасность этого транспортного средства по сравнению с теми, на которых ему приходилось до этого ездить». А Гайдамак, даже пьяный, на привычном авто и на знакомом участке дороги точно бы принял правильное решение, сбавил скорость и не допустил бы трагедии.

Гособвинитель резонно поинтересовался, откуда эксперт знает, что у Дубенского нет опыта управления комфортным автомобилем.

«Первый фактор — кто где сидел. Это то, как они расположены относительно автомобиля, как они вылетели. Если этот лежал на крыше автомобиля, то другой — рядом с ним. Они упали раньше, чем остановился вращающийся автомобиль. Это люди с задних сидений. В обратном меня никто не убедит. Второй фактор — травмы, которые получили. Самые тяжёлые получил тот, кто был крайним слева. У Дубенского пробита грудина, что соответствует травмам от руля», — заключил эксперт.

«Есть объективные законы механики, физики, биологии, медицины, космоса — не до конца изученные, но они объективные, они действуют. А всё, что придумывают люди в виде ГОСТов, стандартов и правил…», — добавил он.

«Это был заказ «пересадить» водителя»

С этими выводами категорически не согласны родители погибшего отца четверых детей Александра Дубенского. Они ходят на все заседания, проштудировали все пособия и учебники, заключения автоэкспертов и практически уже сами ими стали.

«Этот специалист ссылается на пособия 1979 года, начала 1980-х, — рассказала порталу Om1.ru мать Александра Дубенского Надежда Ивановна. — Никакого отношения к современным автомобилям это не имеет отношения. Идут общие фразы про описание разного рода ДТП. Но теория не привязана к этому конкретному происшествию. Меня эксперт абсолютно не убедил. В медицинском заключении указано, что Дубенский мог сидеть как на водительском, так и на сиденье слева. Он же точно посадил сына на водительское. Он об этом говорит однозначно, ссылается на полученные травмы. Хотя медицинский эксперт, которая выступала на предыдущем заседании, указывала, что современный руль не даёт возможности повредить грудину. У сына повреждена челюсть, выбиты зубы. Все травмы соответствуют удару о спинку переднего сиденья. И все травмы соответствуют левой стороне. Так же, как у Гайдамака, у него наибольшее количество повреждений слева. Почему его посадили справа и как он выбрал такую интересную траекторию движения, что задел левое переднее сиденье — непонятно. Это был заказ на то, чтобы «пересадить» водителя».

Женщина рассказала, что у её сына осталось четверо детей. Он всегда был ответственным водителем и никогда бы не сел за руль пьяным.

«Как человек, который даже за руль своей машины не садился в пьяном виде, сел бы за чужую, да ещё поехал с такой скоростью? — недоумевает Надежда Дубенская. — В экспертном заключении написано: «Он не знал этого поворота». У моего сына была такая работа, он занимался строительством, он этот метромост знал наизусть: где какой поворот или кочка. Сколько бы я ни ездила с ним: «Мама, вот здесь надо вот так повернуть, а здесь — так». Никогда не превышал там скорость. Если и превышал — когда шло следствие, были выписаны все штрафы. Штрафы за превышение скорости у него были, но не на центральных улицах, а где-то на окраинах. Вечером он везёт товар, ему надо успеть с одной базы на другую. Но никаких ДТП, где он был виноват, не было. Человек ответственно относился. Всегда говорил: «Ну зачем они лихачат на дороге?». И вдруг вот так вот. Сесть за руль машины, которую он в первый раз в жизни видел, и человека этого он тоже впервые видел. Игорь (Татаринов. — Прим. ред.) писал моей внучке: «Мне разрешили посидеть за рулём. Ой, комфортная машина!». Разрешили посидеть, посмотреть на машинку. А сын, как сел сзади, так и не вставал. Все свидетели это говорят. Его видела Петруняева, охранник. Он не вставал. Как он мог оказаться за рулём?».

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter