Управляющий партнёр компании «Русяев и партнёры», юрист Илья Русяев в интервью REGIONS прокомментировал предстоящее разбирательство в Верховном суде по делу Ларисы Долиной о продаже квартиры в центре Москвы, подчеркнув большое значение этого процесса. «Лариса Долина продала квартиру в Москве, после чего заявила, что при заключении договора на неё воздействовали злоумышленники и полученные средства она утратила не по своей воле. Три судебные инстанции признали сделку недействительной, жильё вернули Долиной, а покупатель осталась без компенсации, и теперь спор готовят к рассмотрению в Верховном суде», — напомнил эксперт.
Русяев уверен, что позиция Верховного суда по делу Долиной будет зависеть от того, как он оценит баланс между защитой лица, заявившего о мошенничестве, и покупателем, который полагался на законность сделки и при этом опирался на данные ЕГРН. «Формально ВС не занимается морально-этическими оценками, но на уровне правовой аргументации он обязан учитывать уже сформировавшиеся тенденции: по стране возник поток споров, когда после передачи квартиры продавец через суд добивается её возврата, а покупатель лишается и денег, и жилья», — подчеркнул эксперт.
![]() |
|---|
Если Верховный суд решит, что нижестоящие суды неправильно применили нормы о заблуждении и состоянии лица при заключении договора, он может отменить решения и указать на необходимость двустороннего возврата: квартире — вернуться к продавцу, деньгам — к покупателю, озвучил своё мнение Русяев. «Такой подход станет сигналом, что защита от мошенников не должна оборачиваться безусловным проигрышем того, кто действовал добросовестно. Есть и более радикальная опция: признать приоритет защиты покупателя, если его поведение не вызывало сомнений, а риски возникновения преступной схемы были внешними для него. Тогда Долиной пришлось бы взыскивать ущерб с тех, кого она считает причастными к обману»,— объяснил юрист.
Верховный суд не может игнорировать, что под прикрытием заботы о людях пожилого возраста появились новые мошеннические схемы, когда инициатором процесса становится вовсе не «спасаемый» собственник, а посредники, использующие его имя для возврата уже законно проданного имущества. Итоговое решение ВС может быть направлено на то, чтобы остановить подобные конструкции: чётче разграничить, где имело место преступление, а где попытка извлечь выгоду из судебной практики. «Вполне возможно, что итог дела Долиной будет использован для разъяснений всем судам страны, чтобы предотвратить дальнейшее распространение споров, подрывающих доверие к сделкам с недвижимостью», — резюмировал Русяев.





