Неизвестный родственник
В конце августа 2022 года пенсионерке из Новосибирской области Анастасии Ивановой* позвонили с неизвестного номера. Мужчина вежливо представился сотрудником Центрального банка России.
«Ваш родственник Пётр Иванов* перевёл вам 100 тысяч рублей на медицинские нужды. Мы сохранили эти деньги на своём резервном счёте, потому что обнаружили незаконные попытки снять их с вашего счёта», — сообщил абонент.
Женщине это показалось странным — родственника с таким именем у неё нет.
Звонивший, уверяет сибирячка, порекомендовал ей немедленно пойти в банк, снять всю сумму и перевести средства на тот счёт, который он продиктует.
«Ни в коем случае не сообщайте в полицию и не говорите ничего лишнего сотрудникам кредитного учреждения — они могут быть заодно с преступниками!» — подчеркнул мужчина.
Анастасия послушалась. Она вспоминает, что поспешила в банк, чтобы успеть забрать деньги раньше взломщиков. Тем временем абонент продолжал говорить с пенсионеркой по телефону.
Преступники где-то поблизости?
В отделении банка женщина заявила, что хочет снять со своей сберегательной книжки 200 тысяч рублей и закрыть счёт. Её просьбу исполнили.
«Возможный сотрудник Центробанка продолжал говорить со мной. Он назвал адрес другого кредитного учреждения, в которое я должна пойти, чтобы перевести деньги на указанный им счёт. Звонивший назвал адрес и подробно объяснил, как туда пройти. В тот момент мне показалось, что за мной следят! Злоумышленники будто находились где-то поблизости», — вспоминает пенсионерка в беседе с Om1.ru.
«После того как опасность миновала, я передала деньги соседке и закрыла счёт в банке, я могла спокойно обдумать происходящее. Возникло подозрение, что перевод денег от неизвестного однофамильца не просто так совпал с нападением мошенников. Звонивший всё ещё был на связи, и я решила послушать, куда он поведёт меня дальше», — рассказала Om1.ru потерпевшая.
Несоответствия и последствия
Со слов женщины, она шла по маршруту, который ей диктовали, и начала замечать несоответствия. Так, по указанному адресу не оказалось отделения банка — там находился торговый центр с продуктовым магазином и павильонами с одеждой. Об этом Анастасия сообщила абоненту.
«А рядом с торговым центром салоны мобильной связи есть? Там должны быть три магазина», — спросил неизвестный по телефону.
Сибирячку этот момент насторожил ещё больше. Как может быть связан Центральный банк и магазины с телефонами? Павильон связи действительно располагался рядом, о чём пенсионерка упомянула в разговоре.
«Как я верну назад деньги, если сейчас отдам их продавцам в салоне?» — спросила она у звонящего.
Мужчина начал убеждать женщину, что деньги она всё равно сможет вернуть. Та сказала, что ничего переводить не будет, и положила трубку. Весь следующий день она потратила на открытие нового банковского счёта и оформление необходимых документов, чтобы восстановить поступление пенсии. В полицию сибирячка не обратилась, потому что считает, что в таких ситуациях преступника найти очень сложно, а вернуть деньги — тем более.
На разговор с мошенником, закрытие счёта и прогулку до салона связи Анастасия потратила два часа. После завершения диалога она заметила в журнале звонков своего телефона нечто странное: разговор с мошенником не прерывался, то есть он позвонил пенсионерке всего один раз. Но в списке оказалось 11 разных номеров — диалог с каждым длился от 5 до 15 минут.
Как защититься от мошенников?
Как сообщили порталу Om1.ru в Сибирском ГУ Банка России, такая схема мошенничества и её вариации — один из распространённых способов социальной инженерии.
В банке подчеркнули, что особенно часто жертвами таких схем преступников становятся именно люди пенсионного возраста, так как они более доверчивы.
Чтобы не попасться на уловки мошенников, нужно соблюдать следующие правила:
*Имена и фамилии изменены.
Напомним, мошенники придумали новый способ обмана россиян по телефону.
Читайте нас «ВКонтакте»!