В среду, 16 июля, на трассе К-17 в Новосибирской области случилось смертельное ДТП, в результате которого погибли семь человек. Единственный выживший — девочка с травмами средней тяжести.
По предварительным данным, водитель автомобиля Suzuki выехал на встречную полосу и столкнулся с авто марки Toyota. Пятеро погибли на месте, ещё двое скончались в больнице. Что могло послужить причиной этой жуткой аварии и как водителям избежать подобной катастрофы на трассе, разбираем в разговоре с автоинструктором из Новосибирска Сергеем Вороновым.
«Существует поговорка: не уверен — не обгоняй. Однако, несмотря на это, обгоны с трагичными последствиями всё равно происходят. Когда водитель решается на обгон, он должен быть уверен в своих действиях. Потому что этот манёвр всегда связан с риском. Часто проблемы возникают из-за того, что многие водители не полностью оценивают обстоятельства, в которых они находятся», — сказал эксперт.
Он подчеркнул, что обычно водители измеряют расстояние в метрах. Однако важно понимать, что расстояние не является единственным фактором при принятии решения. Машина может быть далеко, но двигаться быстро, или наоборот — близко, но ехать медленно.
«Необходимо оценивать время, которое мне потребуется для выполнения обгона. Водители чаще ездят по городу, где скорость движения составляет 40-60 км/ч. В городских условиях мы обычно не делаем обгон, а просто опережаем машины по соседней полосе, и в этом случае не нужно учитывать встречный транспорт. Но на трассе ситуация совершенно другая», — пояснил автоинструктор.
По его словам, нужно закладывать время вдвое больше того, что вам кажется на первый взгляд. Ведь встречная машина движется, скорее всего, на предельно высоких скоростях, а значит, сближение идет очень динамично.
«Ещё одним важным фактором является то, что дорога не всегда имеет прямую линию, которую можно оценить взглядом. Иногда она имеет изгибы, пусть небольшие и плавные, но даже в этом случае зона обзора ограничена», — продолжил эксперт.
Ошибка водителя заключается в том, что он решается на обгон, несмотря на эти условия, и зачастую начинает увеличивать скорость одновременно с выездом на полосу встречного движения. А когда дорога поворачивает, и встречная машина становится видимой, изменить что-либо уже бывает очень сложно.
«В таких условиях гораздо правильнее сначала сместиться на соседнюю полосу, не увеличивая скорость, чтобы получить больше пространства для обзора и оценить наличие или отсутствие встречных машин. Только после этого можно начинать разгон. Это обеспечит лучшие условия для безопасного маневра», — посоветовал Сергей Воронов.
В таком случае, перестроившись на соседнюю полосу, видя, что она не дает хорошего обзора или на ней есть другой автомобиль, мы можем вернуться на свою полосу, не создавая угрозы для себя и окружающих.
Третий важный момент связан с психологией водителя, подчеркнул эксперт и дополнил, что, когда возникает угроза для движения, мы часто фокусируемся на объекте, который представляет опасность.
«Однако задача водителя — не только увидеть опасность, но и начать искать решение. Например, можно сократить боковой интервал с автомобилем, которого мы обгоняем, чтобы встречная машина могла проехать по своей полосе. Или можно сместиться на обочину, избегая лобового столкновения. Если угроза лобового столкновения исчезает, можно спокойно уменьшить скорость», — сказал Сергей Воронов.
Он подчеркнул, что часто водители начинают выруливать на встречное авто даже в том случае, если оно уходит от столкновения на обочину так как водитель фиксирует свой взгляд на опасности, а машину автоматически направляет за взглядом.
Таким образом, можно выделить три принципа:
- Если не уверен — не обгоняй. Нужно создать такие условия, в которых я буду абсолютно уверен в безопасности маневра.
- Запас времени. Нужно учитывать время, которое мне потребуется для выполнения обгона, и умножить его на два, так как обгон может занять больше времени, чем мне кажется.
- Смотреть в том направлении, куда я хочу поехать. Мы часто фокусируемся на том, что вызывает у нас страх, но важно не следовать за этим страхом, а смотреть туда, где мы планируем двигаться.