Мем как маркетинг
История с квартирой певицы Ларисы Долиной, которая из судебного процесса превратилась в общенациональный мем и триггер коллективной тревоги, докатилась и до Новосибирска. Если в столицах обсуждают «культуру отмены» знаменитости, то в Новосибирске последствия ощущаются на практике — в текстах объявлений о продаже, в настороженности покупателей и в новой реальности для риэлторов.

Фраза «Продавец не бабуля и не Долина» из шутки превратилась в маркетинговый инструмент, призванный развеять страх купить жилье, а потом через суд лишиться и его, и всех денег из-за того, что продавец заявит себя жертвой мошенников.
Системная проблема в законодательстве
Насколько этот страх обоснован у жителей Новосибирска и к каким долгосрочным изменениям на рынке он уже привел? Чтобы разобраться в реальных, а не мемных последствиях скандала, мы поговорили с Сергеем Николаевым, независимым аналитиком рынка недвижимости в Новосибирске.
«Я сталкивался с такими случаями. Резонансная история обнажила системную проблему в законодательстве, когда люди осознанно ожидают мошенничества. Это неправильно, поскольку в итоге страдают добросовестные покупатели.
И все же, несмотря на шум в медиа и соцсетях, лавины судебных исков не предвидится. Прецедентов немного — не больше 300 по всей стране», — говорит аналитик.
![]() |
|---|
Выход — в изменении процедуры, а не в бегстве с рынка
По наблюдениям Николаева, «эффект Долиной» оказывает влияние как на покупателей, так и на продавцов квартир, однако выход из казалось бы патовой ситуации все же возможен. «Выход находится в области изменения процедуры купли-продажи квартиры, а не в паническом бегстве с рынка. В законе должен быть прописан алгоритм, который на 100% обеспечит безопасность и чистоту сделки.
Есть случаи, когда бабушки через продажу квартиры прячут деньги с помощью родственников. Все, кто так делает, должны быть привлечены к ответственности за мошенничество в особо крупном размере, а судебное решение по делу Долиной должно быть пересмотрено в пользу приобретателя».

Кардинальных изменений не будет
Отвечая на вопрос, не приведет ли скандал к перетоку спроса с вторичного рынка на новостройки, аналитик скептически отмечает, что кардинальных изменений не произойдет. «На рынке услуг, вероятно, появятся новые игроки, или станут сильнее позиции уже существующих. Это могут быть банки или другие организации, заинтересованные в сделке, которая, в результате, может стать дороже. Сейчас банки предлагают специальные счета, куда покупатель переводит деньги перед покупкой квартиры. Они хранятся там несколько недель. Если сделка проходит без проблем, деньги переводятся продавцу».
Однако, по его прогнозу, ажиотаж вокруг темы уляжется после внесения законодательных корректировок. «В любом случае, я не думаю, что эта ситуация будет длиться слишком долго».

Нет гарантированно безопасного места для сделки
На вопрос о том, где сегодня можно провести максимально безопасную сделку, эксперт отвечает неутешительно: «К сожалению, нигде. Есть сделки, которые проходили через агентство недвижимости, которое заранее узнавало все детали, но это не защитило от последующих судебных разбирательств. Если уже есть прецедент, то неважно, кто участвует в сделке — бабушка, дедушка или Долина».
Сергей Николаев подчеркивает побочный эффект возникшей проблемы: рост подозрительности к пожилым людям как к потенциальным мошенникам, который создает бытовые неудобства. Чтобы избежать подобных ситуаций, службы безопасности становятся более бдительными. Однако возраст человека не имеет значения: обманщиками могут быть как пенсионеры, так и молодые люди. Но из-за длительных проверок сделка замедляется.





