— Думаю, тут сыграли роль человеческий фактор и наше общероссийское разгильдяйство. Оно-то как раз и приводит к подобного рода инцидентам. Конечно, есть рамки и люди, которые отвечают за безопасность в школах. Есть куча разных технических средств типа тревожной кнопки. Есть инструктажи — вводный, на рабочем месте. Но тем не менее существует человеческий фактор, когда, как говорил Шарапов, глаз замыливается. И в школу проникают те, кого там вообще не должно быть. Мы не сможем каждую школу, парту оградить железным забором. Здесь нужны другие методы.
— Смотрите, что стало с медициной: она фактически разрушена! И разрушена та особенная её часть под названием психиатрия. Лечебные учреждения, в которых должны наблюдаться такие люди, оптимизированы. Этих людей посчитали не опасными для общества и выпустили в социум.
С другой стороны, сегодня многие испытывают стрессы. Кто-то лишился работы, у кого-то проблемы с деньгами. Сегодня человека несложно довести до ручки. Поэтому люди по отношению друг к другу стали злыми. Нужно следить за здоровьем каждого человека. Не только за физическим, но и психическим.
— Совершенно верно! Сейчас, конечно, будут искать виновных. Но, я повторюсь, всё дело в разгильдяйстве! Я считаю, виновато общество. Если раньше мы воспитывали у молодёжи поддержку, взаимопомощь, раньше её можно было получить, обратившись к любому, сегодня с этим большая беда!
Сейчас царит другое — подставить, обмануть, отжать и так далее. Вот она, современная система отношений. И чему мы удивляемся? Начинать надо с воспитания с самых малых лет.
Раньше, кроме родителей, этим занимались пионерские организации. Были законы — уважать старших, помогать младшим. По каким законам живёт нынешняя молодёжь, страшно представить!
Сегодня нужны детские организации — добровольные, не насаждаемые сверху. Они должны быть общероссийскими и интересными. На их создание требуются большие средства. Но это способ получить воспитанную молодёжь с правильно сформированными моральными и этическими принципами.
— Да. Им, конечно, добавили к окладу по пять тысяч рублей, и это некоторым образом поможет решить проблему. Но дело в чём? Чтобы учителю получить среднюю по экономике зарплату, нужно работать на полторы, а то и две ставки. Классное руководство требует огромных временных затрат.
Сейчас этого либо совсем не делается, либо делается, но не в том объёме. У учителя просто нет на это времени. Когда я работала в школе, у меня была ставка 22 часа. Мне хватало времени на то, чтобы сходить к ученику домой, провести внеклассные мероприятия. А сейчас даже при пятитысячной доплате классный руководитель себе этого позволить не может. Потому что просто нет времени. У него колоссальная нагрузка. Получается, что причины искать не нужно — они в системе.
— А она вообще есть? Когда оптимизировали бюджетные расходы и штатное расписание образовательных организаций, кто первым попал под нож? Социальный педагог. Он как раз и знает, чего можно ожидать от каждого ученика сейчас и в будущем. В моей школе была замечательная социальный педагог. Она была в курсе, кто, где, с кем общается, дружит.
Вторые, кто попал под раздачу, — педагог-психолог и педагог-логопед. Иными словами, все те, кто не ведёт уроки. Ну и где у нас сегодня социально-психологическая служба в школе? Да нет её по большей части. И второе — где профессионалы, которые могли бы увидеть отклонения у казанского стрелка, когда он учился в школе, и предотвратить трагедию?