Во время второй волны пандемии коронавируса власти заявляли о том, что держат ситуацию под контролем. Мест в ковидных госпиталях хватает, телефон единой регистратуры 124 работает бесперебойно, и любой может вызвать врача на дом.
Главный редактор портала Om1.ru в Новосибирске Александр Ярошевский почувствовал себя плохо 27 октября. Поднялась температура, тело ломало, был озноб. Отпросился с работы и поехал домой, чтобы отлежаться. Надеялся, что на следующий день состояние улучшится.
«К вечеру мне стало ещё хуже. На работе температура была 37,5. Дома поднялась уже выше 38. Не помню точно, сколько показывал градусник. В носу свербит, в горле першит. Лёг спать, но уснуть не мог. Немного помог аспирин, он на некоторое время сбил температуру. Под утро я понял, что ни о какой поездке на работу речи идти не может. Надо вызывать врача».
Вот тут и оказалось, что телефон 124 действительно работает бесперебойно. Только дозвониться по нему нереально. Каждый раз при наборе голос на том конце трубки сообщал: «Ваша позиция в очереди 12. Пожалуйста, дождитесь ответа оператора».
«Когда у человека высокая температура, а утром она у меня поднялась до 38,8, это выглядело как форменное издевательство. Я честно пытался дозвониться несколько раз, но очередь отодвигалась всё дальше. Решил позвонить в поликлинику. Безрезультатно: «В настоящее время все операторы заняты…» Хорошо, было кому сходить в медучреждение и вызвать врача», — вспоминает Александр Ярошевский.
Вызов на дом приняли в районе 12 часов. Врач пришёл в 15:30. Замерил сатурацию, послушал, посмотрел горло, назначил лечение.
«Во время визита у нас завязался разговор. Я спросил, в каких условиях работают сейчас медики? Доктор ответил, что катается по вызовам целый день. Иногда их количество доходит до 90 в сутки. Под конец смены медики валятся с ног. Работать тяжело, но ситуация обязывает. Врач выписал больничный и уехал. Я купил таблетки и начал лечиться. В этот день температура сначала упала до 37,3, потом резко подскочила до 39,3. Сил стоять на ногах не было», — рассказывает Александр Ярошевский.
Это были самые адские несколько дней, вспоминает Александр Ярошевский. Немного полегчало лишь к исходу пятых суток. А до этого по телу будто бы каждый день ездил каток. Обоняние пропало на третий день и полностью не восстановилось до сих пор. Температура скакала, состояние полуобморочное:
«Совершенно не хотелось есть. Голова гудела, будто там работала трансформаторная подстанция. Лицо болело так, словно по нему битой ударили. До слёз выкручивало суставы».
На шестой день Александр отправился в поликлинику. Народу в очереди к врачу было немного, человек шесть. Пришлось посидеть часа полтора-два. Доктор направила на снимок лёгких и придаточных пазух носа. Сказала: «Не ждите описания, со снимками сразу ко мне».
Александр не подозревал, что в очереди в рентген кабинет ему придётся застрять более чем на четыре часа:
«Когда я подошёл, ахнул! Передо мной сидели, наверное, человек 20. Все в масках, чихают, кашляют, дышат со свистом. В основном пожилые. Очередь двигалась медленно. Постоянно привозили пациентов в травмпункт. Их потом отправляли на снимок. Принимали через одного — «травма/лёгкие». Кабинет флюорографии не работал. Привезли одного пьяного парня с повреждённой рукой. Он стал лезть без очереди. От греха подальше его пропустили, но снимок оказался с браком. Повторно он тоже пролез без очереди. В итоге к кабинету я пришёл часа в три дня, а ушёл в половине восьмого. Надо было ещё к лору успеть со снимком носа по срочному направлению».
На приём к отоларингологу сидели человека три. Александр вошёл в кабинет, когда на часах было без двух минут восемь вечера, а в коридоре оставался ждать приёма ещё один пациент.
«Передо мной проскочила женщина. На вопрос: «Куда?» ответила: «Я уже тут была!». Зашли мы вместе, ибо к тому моменту уже по понятной причине кипел от злости. Пациентка говорила с врачом минут семь. Потом, наконец, настала моя очередь. Приём длился минут 20. Из кабинета я вышел в начале девятого вечера».
Пролечившись, а вернее, промучившись ещё неделю, пациент вновь пошёл на приём. Надеялся надолго в медучреждении не задержаться. Признаётся, был наивен. В коридоре к врачу сидели человек 20. Периодически выходила медсестра и интересовалась, кому нужно закрыть больничный.
«Я сидел и ждал. Время тянулось медленно. Случайно увидел в телефоне женщины переписку. Насторожила фраза: «Твои тесты пришли?». Люди кашляют, чихают, промокают на лбу пот. Настоящий рассадник инфекции и тотальная дезорганизация процесса оказания медицинской помощи. Время приёма близится к концу. Минут за 15 из кабинета вышла медсестра и последних десятерых в очереди увела к другому доктору. Возникает вопрос: а где заведующая? Она постоянно куда-то ходила, видела, что творится, и осталась в стороне. Могла бы меры принять — начать приём, помочь хоть чем-то. Но нет. У неё, видимо, дела поважнее были», — вспоминает Александр.
Очередь на приём наконец подошла. В кабинет вошла ещё одна женщина. Ей недавно закрыли больничный, но чувствовала она себя плохо. Врач спросила, делали ли ей ПЦР-тест. Та ответила, что нет:
«Вот тут случился ещё один шок. Тест у пациентки стали брать при мне. Медсестра взяла из упаковки ватную палочку, разрезала её пополам, сделала процедуру и унесла материал в лабораторию. Врач обратилась ко мне. Я рассказал, что самочувствие особо не улучшается. Температура держится на уровне 37,5. Показал лист приёма у лора. Тут и выяснилось, что он не назначил антибиотик против гайморита. Я не буду приводить гневные эпитеты терапевта в адрес отоларинголога. Скажу только, что ругала она его сильно. А мне от этого как-то не легче было. Осознавать, что придётся принимать ещё один курс антибиотиков, — то ещё удовольствие».
Терапевт назначила лечение и продлила больничный ещё на 10 дней. К счастью, лекарство удалось найти в ближайшей аптеке. В общей сложности лечение обошлось в 10 350 рублей — два курса антибиотиков, разжижающие мокроту препараты, местный антибиотик для предотвращения воспаления. Сдать ПЦР-тест никто не предложил, так как по снимкам воспаления лёгких не было.
В связи с этим возникают вопросы: что имеется в виду, когда говорят, что система здравоохранения готова ко второй волне пандемии? Люди вынуждены часами сидеть в очередях. Врачи либо в отпуске, либо на больничном. А ещё бывает, что доктор не приходит по вызову. Начинаешь разбираться. Оказывается, врач был и даже лечение расписал. Но это уже другая история.