Студент НГПУ Никита Игнатьев учится на четвёртом курсе Исторического факультета. По его словам, педуниверситет к удалёнке во время второй волны пандемии подготовился лучше других вузов. На дистант ушли ещё в марте. После летних каникул занятия начались в смешанном формате. Очно учились только первокурсники. Когда обстановка ухудшилась, за компьютеры дома сели и они.
«На мой взгляд, в реалиях пандемии — это наиболее правильно и логично», — считает Никита Игнатьев.
Среди минусов студент выделяет отсутствие приятного ощущения сделанной работы после пар, недостаток прямых контактов с преподавателями и сокурсниками. Из плюсов — удобство и простоту онлайн-платформы, грамотно составленное расписание и профессионализм преподавателей:
«Хочется выразить искреннее уважение и благодарность всему преподавательскому составу Института истории, гуманитарного и социального образования, а также всему НГПУ в целом, его руководству и всем работникам».
В педуниверситете для дистанционного обучения используют приложение Microsoft Teams. НГПУ предоставил всем студентам оплаченную версию сервиса, в которой нет никаких искусственных ограничений.
Качество удалённого обучения, по словам Никиты Игнатьева, однозначно оценить нельзя.
«Дистанционное обучение в некоторых моментах уступает классическому очному. Но такие меры приняты исходя из сложившейся на данный момент обстановки в мире. В связи с этим дистант — это лучшее, что можно предложить. Но я надеюсь в скором времени вернуться к привычной форме занятий».
Денис Миллер — магистрант на кафедре психологии и педагогики. По его словам, в начале октября вуз перевёл всех на смешанную форму — очный формат сохранился там, где был необходим. Почти тотальная удалёнка началась в начале ноября. Те, кому для работы нужны аудитория или специальное оборудование, могли посещать вуз. В середине месяца очные занятия сохранились у единичных студентов.
Денис Миллер в целом поддерживает саму идею дистанционного обучения:
«Основные дисциплины моей специальности не требуют очного формата для сохранения эффективности, моё отношение положительное. Дополнительным преимуществом перехода на дистанционный формат является очевидная экономия времени и денег».
В то же время Денис недоволен реализацией формата. По его словам, серверы НГТУ иногда зависают. Занятия отменяют или переносят. У некоторых преподавателей сложности с переходом на удалёнку: в их числе проблемы с освоением интернет-платформ, а также их использование. Это сказывается на качестве образования.
Для обучения в НГТУ используют Zoom и BigBlueButton. По словам студента, у каждого есть минусы.
«Первый неудобен тем, что конференции в нём заканчиваются каждые 40 минут, приходится заново подключаться. Второй работает нестабильно: постоянно вылетает и зависает».
Денис Миллер считает, что эффективность дистанционки напрямую зависит от особенностей личности студента и преподавателя, а также от специфики самих занятий:
«В моём случае во время некоторых пар я попутно занимаюсь своими делами. Когда эти дисциплины проводились очно, ситуация была ровно такой же».
В целом Денис комфортно чувствует себя на удалёнке и был бы не против продолжить заниматься в этом формате и после окончания пандемии. По его словам, это лучше, чем два часа добираться до вуза из-за двух-трёх пар.
Дарья Мелехова учится на втором курсе магистратуры. На удалёнку вуз перешёл ещё во время первой волны. После летних каникул начались очные занятия. На дистант вновь перешли в конце ноября. Переход на удалёнку необходим, считает Дарья. Эпидситуация сложная, многие преподаватели в возрасте. У студентов есть такие же родственники.
«Преподаватели достаточно быстро разобрались, как эффективно использовать онлайн-платформы, пары проходят строго по расписанию, задания выдаются вовремя. Но есть и исключения. У нас есть преподаватель, которому настолько не нравится удалённое обучение, что он всем видом показывает равнодушие к процессу. Например, убирает комнату на камеру или сидит молча минут 20 и театрально гладит усы. Бывает, у кого-то из студентов в камеру попадает кот, и всё внимание устремляется на него. Кто-то забывает выключить микрофон, из-за этого часто возникают казусы».
Из минусов Дарья называет дефицит живого общения с преподавателями и студентами.
Для дистанционки в НГУ используют Zoom и Google meet, задания выкладывают в Google Classe.
«Также у нас есть платформа el.nsu, где выкладываются задания по техническим предметам. Ресурс позволяет ещё создавать онлайн-тесты», — уточнила магистрант.
Дарья Мелехова не видит радикальной разницы в качестве образования. По её словам, преподаватели те же, информацию подают в том же стиле. Задания требуют в срок.
После перехода к классическому формату обучения Дарья хотела бы, чтобы лекции дублировались в онлайн-формате.
Студент медуниверситета пожелал не указывать в публикации его имени. Ситуация с удалёнкой в вузе не так проста:
«Наш вуз так и не перешёл на полноценный дистант. Эту форму обучения вводят, если в группе находят заражённого COVID-19. И то это не полноценное заочное обучение, а лишь две недели карантина».
По его словам, удалённый формат обучения — идея хорошая. Но в медицинском вузе из-за его специфики она невозможна — нужно получать практические навыки и общаться с пациентами.
Студент отмечает низкое качество дистанционного обучения в НГМУ: сайт периодически зависает, преподаватели забывают выкладывать лекции, какие-то материалы не открываются:
«Как таковое обучение с устными конференциями в Zoom/Skype готовы проводить не все преподаватели. И не у всех студентов есть подходящее техническое оснащение».
Специальных площадок у вуза нет. По своему усмотрению преподаватели могут проводить занятия на различных общедоступных платформах.
Будущий медик не может дать однозначной оценки качеству получаемых на удалёнке знаний.
В то же время студент выразил заинтересованность в частичном присутствии дистанционного обучения и после пандемии. Это экономит время, позволяет конспектировать в удобном темпе. Если что-то пропустил, можно вернуться и прослушать заново.