Нет выгоды от проекта? Эксперт объяснил, почему в Новосибирске провалилась концессия умных остановок

В Новосибирска уволили начальника управления инвестиций мэрии Наталью Ловину. В том числе она отвечала за реализацию концессии умных остановок, которая не состоялась. Почему ни один бизнесмен не решился улучшить внешний облик остановок общественного транспорта Новосибирска?
Фото: Пресс-центр мэрии. Проект умной остановки.

Главная идея проекта

О проекте умных остановок в Новосибирске заговорили несколько лет назад. Предполагалось, что инвестор установит 210 павильонов с Wi-Fi для общественного транспорта двух типов: 140 навесов без павильонов и 70 с ними. В проект требовалось вложить 395 млн рублей.

Конкурс на обустройство комфортных остановок дважды продляли по причине отсутствия заявок от подрядчиков. Впервые тендер опубликовали в феврале 2022 года, позже, из-за отсутствия подрядчиков, аукцион принимал заявки до 13 мая, но никто так и не решился направить документы для участия в нём.

Координатор проекта ОНФ «Дорожная инспекция» Александр Стефанов считает, что идея с умными остановками была неплохая. И бизнесу она должна была быть интересна.

«Идея была в том, чтобы провести унификацию остановок. Сделать типовые решения с удобствами и дополнительным сервисом. Подрядчику это должно было быть интересно, так как он мог организовать на территории какую-либо торговлю».
Александр Стефанов

Предприниматели перестали видеть выгоду

Александр Стефанов предположил, что бизнесмен, который ранее был заинтересован в проекте, потерял финансовый интерес к реализации идеи. С одной стороны, концессия предполагает, что инвестор вкладывает собственные средства в инфраструктуру муниципалитета и имеет право использовать её в собственных целях. Но беда в том, что не все дороги Новосибирска поставлены на кадастровый учёт. Это могло стать одной из причин, которая отпугнула предпринимателей.

«В процессе формирования проекта менялись условия, и за этот период времени подрядчик потерял интерес к реализации идеи. При этом концессионное соглашение предполагает, что инвестор имеет коммерческую выгоду, вкладывая свои средства в проект. Ну это может противоречить закону. Получается, что передаются коммерческим организациям участки муниципальной земли. Однако не все дороги в городе поставлены на кадастр, не все прошли надлежащий учёт и земельные разграничения», — пояснил Om1.ru спикер.

По словам Стефанова, после заключения соглашения между участниками могли возникать противоречия. Дорожную торговлю регулирует федеральный закон, к объектам дорожного сервиса предъявляются строгие требования. Могут ли подрядчики их исполнить? Возможно, ещё и этот вопрос стал причиной отсутствия заявок для реализации проекта.

«Все эти вопросы необходимо на юридическом и техническом уровне прорабатывать. Было ли это сделано? Может быть, не хватило каких-то нюансов», — предположил он.

Будут ли разрабатывать новый проект унификации остановок

Вопрос унификации остановочных пунктов остаётся открытым, и дело даже не в умных павильонах и Wi-Fi. Главное, по мнению Стефанова, — упорядочить их внешний вид. Пусть они будут не такими современными и оснащёнными различными технологиями — важно убрать их «колхозный» вид, считает собеседник.

«Мы столица Сибири, и хаотичный внешний вид остановочных павильонов, безусловно, портит впечатление о городе», — сказал Стефанов.

Ясно одно — проект умных остановок требует доработки. И пока неизвестно, будет ли он реанимирован. Ведь власти от него отказались в пользу инвестдоговоров. Бизнесмен сможет создать один павильон, который будет в его собственности.

Екатерина Ломакина
корреспондент
15 сентября 2022, 15:00