Метрополитен — жизненная артерия мегаполиса, сокращающая расстояния и облегчающая повседневные перемещения горожан. Новосибирск, один из крупнейших городов Сибири, несомненно, нуждался в подобной системе транспорта.
Идея строительства метрополитена в Новосибирске возникла ещё в середине XX века. Однако реализация планов началась лишь в конце 1970-х годов. В 1979 году городским Советом было официально принято решение о начале строительства метрополитена. Строительные работы стартовали в Ленинском районе — первой станцией стала «Студенческая». Через шесть лет была запущена первая линия метро, соединившая эту станцию с «Красным проспектом».
6 июля 1985 года стал днём знаменательного события для горожан Новосибирска. В этот день была запущена первая линия метрополитена протяжённостью 7,5 километров, на которой располагалось 5 станций. В торжественной церемонии участвовали выдающиеся деятели области, представители правительства и, конечно же, множество горожан. Само открытие стало знаковым шагом в развитии Новосибирска и его транспортной инфраструктуры.
Факты и цифры о метрополитене Новосибирска:
Одной из самых значимых станций метро Новосибирска является «Заельцовская». Это первая станция, встречающая пассажиров, въезжающих в город с северного направления. В последние годы она стала своеобразным символом Новосибирска, так как над ней возвели высокую стелу «Город трудовой доблести».
Отметим, что станцию начали строить в 1988 году, а сдать планировали в течение двух лет. Однако сроки сдачи затянулись из-за распада СССР.
Станция «Площадь Гарина-Михайловского» представляет собой подземную достопримечательность. Архитектурной особенностью станции является потолок платформенного участка, выполненный из монолитного железобетона в виде отдельных полусферических ниш-куполов, в которых расположены светильники.
Станция расположена на глубине около 40 метров. Выходя из подземки пассажир видит привокзальную площадь. Отметим, что в последние годы ведутся разговоры о реконструкции площади над метростанцией.
Станция «Площадь Ленина» — центральная и самая проходимая станция в Новосибирске. Отличительной чертой этой станции является её художественное оформление, связанное с историей города и Владимиром Лениным. Стены облицованы мрамором светлых тонов, пол — гранитом.
Возле станции располагаются многие достопримечательности Новосибирска: Мэрия, Новосибирский театр оперы и балета, театр «Красный факел», Филармония, краеведческий музей, Госбанк, Первомайский сквер.
С развитием Новосибирска и увеличением численности населения метрополитен становится всё более необходимым средством общественного транспорта. В настоящее время ведётся работа над расширением метрополитена.
В перспективе планируется открытие второй линии метро, которая соединит Советский и Дзержинский районы, а также значительно улучшит транспортную доступность крупных жилых массивов и предприятий.
Параллельно с расширением линий проводятся работы по модернизации и техническому обновлению станций, что улучшит комфорт и безопасность пассажиров.
Основное внимание уделяется развитию устойчивой и экологически чистой системы метрополитена, что позволит сократить загрязнение окружающей среды и обеспечить устойчивое развитие города.
Метрополитен Новосибирска — это не только средство передвижения, но и символ развития города, его истории и будущего. С каждым годом метро становится всё более значимым элементом инфраструктуры Новосибирска, облегчая повседневную жизнь горожан и превращая город в современный, комфортный и устойчиво развивающийся центр Сибири.
Метрополитен Новосибирска планируется развивать в три этапа до 2050 года. Каждый этап включает в себя строительство новых линий, станций и метродепо.
На первом этапе планируется продление существующих линий и строительство новых станций:
Дзержинская линия:
Ленинская линия:
На втором этапе планируется расширение Ленинской линии и строительство новой Правобережной линии:
Ленинская линия:
Правобережная линия:
На третьем этапе планируется дальнейшее расширение Правобережной линии:
продление до жилмассива «Родники» с новыми станциями — «Чкаловская», «Восточная», «Учительская», «Юбилейная», «Снегири» и «Родники».
Также рассматривается возможность продления Дзержинской линии на левый берег реки Оби с мостовым или подземным переходом:
включая станции «Аквапарк», «Затон», «Заводская», «Площадь Труда», «Площадь Маркса» (новая), «Гвардейская», «Кировская», «Затулинская» и электродепо на улице Петухова.
Ориентировочная стоимость всех работ составляет около 30 миллиардов рублей. Правительство активно привлекает федеральные и региональные средства для финансирования проектов развития метрополитена. Планируется, что после утверждения и одобрения проектов Главгосэкспертизой работы будут начаты в ближайшее время.