Не могли рисовать обнажённых людей
Женщинам сложно попасть в искусство. Первой дамой, которой посчастливилось попасть в Королевскую академию, стала Ангелика Кауфман (1741—1807).
Отец был художником. Дочь плохо училась в школе, не могла успешно окончить курсы швей. Родитель сделал вывод, что единственный способ, чтобы ребёнок стал успешным, — позволить ему заниматься искусством.
Ангелика Кауфман / Прощание Абеляра и Элоизы, 1780
Ангелика позиционировала себя как творец исторического жанра. Это необычный выбор для женщины того времени. Считалось элитным направлением. У живописца много мифических и исторических работ.
Она изображена на картине Цоффани Иоганна «Портрет членов Королевской академии» (1771). На холсте — мужчины смотрят на обнажённого натурщика. В группе Ангелика — единственная женщина. По правилам этикета, она не может видеть кого-либо без одежды. Чтобы отдать честь первой даме в учебном заведении, но не опорочить её репутацию, автор на полотне изобразил студентку как картину, которая висит в зале, где находятся остальные.
Цоффани Иоганн «Портрет членов Королевской академии», 1771
Запрещали заниматься сексом и не покупали картины
Одной из проблем для художниц стало то, как их воспринимают в обществе. Образ мужчины-живописца — бизнесмен, который зарабатывает на любимом деле. Женщины — мать, хранительница очага, которая в свободное время ради удовольствия рисует нежные, воздушные картинки, отмечает собеседник портала Om1.ru.
«Существовали художники, в частности, Ван Гог, которые жили ради искусства, не вступая в брак. При этом они вели активную сексуальную жизнь и ни в чём себе не отказывали. Женщины позволить себе подобного не могли. При этом, если дама посвятила себя творчеству, к ней относились с подозрением, а её картины далеко не каждый готов купить», — отметила Ася Василовская.
Первая женщина, которая реализовалась как художница и стала самостоятельной, финансово независимой — Роза Бонёр (1822—1899).
Роза Бонёр / Martin
Отец женщины — пейзажист. Он поощрял страсть дочери к творчеству в стиле анимализма, привозил животных, она создавала работы. Роза разрушила стереотип, что женщина нуждается в помощи мужа или отца, сама добилась признания.
Находились «в тени» супругов
Габриеле Мюнтер стала первой художницей в жанре абстракционизма (1877—1962).
«Примечательно, что в Google практически по всем доступным ссылкам её имя фигурирует в связке с живописцем Василием Кандинским. Она выступает как его любовница. Её картины якобы пропитаны грустью после их расставания. Я такого не увидела ни в одном произведении. При этом про её творческий путь информации практически нет», — отметила Ася Василовская.
Габриеле Мюнтер / «Повозка сена», 1911
Популярная в современности художница с трагичной судьбой Фрида Кало занимает особое место в истории живописи (1907—1954). Её произведения связаны с двумя событиями в жизни: автокатастрофа, после которой она долго болела, и отношения с супругом, который предавал её, неоднократно изменял.
«Интерес к картинам Фриды Кало возник за счёт сплетен, связанных с мужем. Но её работы монументальные, крупные, глубокие. Каждая из них пропитана болью. Острая, она заставляет задуматься, с чем связано написанное», — отметила эксперт.
Фрида Кало / «Разбитая колонна», 1944
Создавали смелые постановки
В 1960-х годах появилось понятие перформанса. Первой женщиной, которая попробовала себя в новом направлении искусства, стала Йоко Оно Леннон (1933 год).
«Она получила известность до свадьбы с Джоном Ленонном, но после замужества ушла в тень супруга. Чаще всего её представляли как его жену», — подчеркнула Ася Василовская.
Йоко Оно Леннон
С перформансами работала Марина Абрамович (1946). Один из самых ярких — «Ритм 0». На улицу вывели женщину, перед ней положили 74 предмета. Каждый мог сделать с дамой, что захочет. Люди сначала начали дарить цветы, давать еду, потом резать одежду, царапать на коже символы.
Через восемь часов Марина Абрамович ринулась в толпу, разогнала присутствующих, понимая, что дальше так продолжаться не может.
Перформанс «Ритм 0»
Подобный эксперимент повторили в России в 2021 году. Закончился он тем, что одна из присутствующих увела героиню.
«Много талантов потеряно, не услышано. Кто-то продавал работы через мужей или подписывался мужским именем, некоторые картины уничтожили», — заключила Ася Василовская.
Напомним, ранее мы рассказывали о современных литературных произведениях, которые затрагивают актуальные для современного мира темы.
Подпишитесь на нас «ВКонтакте» и получайте новости первыми.
Фото: Ася Василовская