Психологическая готовность к школе является фактором успешной адаптации первоклассника к новому этапу жизни. Психолог Учебного центра НИКИ детства Евгений Лыков в интервью «Радио 1» раскрыл эффективные методы, которые помогут детям мягко перейти от дошкольного периода к систематическому обучению. Эксперт выделил три ключевые составляющие: «когнитивная — то есть наличие базовых знаний, эмоционально-волевая — способность управлять своими эмоциями и доводить задания до конца, и социальная — умение взаимодействовать со взрослыми и с ровесниками».
Для развития социальных навыков и снижения тревожности Лыков рекомендует специальные игровые практики: «Именно эмоционально-волевая и социальная готовность говорят об успешной адаптации к школе. И взрослые могут помочь ребёнку развить и укрепить эти сферы. Например, можно поиграть со своим ребёнком в игру «Ты ученик, а я учитель». Это снизит страхи перед новым».
Для тренировки эмоционально-волевой сферы идеально подходят настольные игры: «Можно играть с детьми в лото, мемо, «угадай кто» — всё это отличная тренировка самоконтроля. И включайте ежедневные повторяющиеся ритуалы, они дают ребёнку ощущение предсказуемости и безопасности. Полезно будет также обсуждать эмоции, называя их. Например, сказать ребёнку: «Ты волнуешься, потому что не знаешь, как всё будет? Это нормально».
Психолог подчеркивает, что даже хорошо подготовленные дети могут испытывать стресс. Важно не обесценивать их переживания, а сохранять спокойствие и стабильность рутины, что создаст ощущение безопасности в этот непростой период адаптации.