Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Инвалидная коляска, управляемая силой мысли: изобретения новосибирца покоряют мировой рынок Инженер начал заниматься созданием колясок ещё в студенчестве.

Инвалидная коляска, управляемая силой мысли: изобретения новосибирца покоряют мировой рынок

Инженер начал заниматься созданием колясок ещё в студенчестве.
Новосибирские инвалидные коляски завоёвывают мировой рынок

Инвалидная коляска, управляемая силой мысли: изобретения новосибирца покоряют мировой рынок
Фото: Иван Невзоров.

Иван Невзоров — технический директор компании CaterWill. В 2012 году он поставил перед собой амбициозную задачу: создать инвалидную коляску, способную преодолевать лестницы и другие препятствия без посторонней помощи. Всё началось с разговора с другом, а закончилось масштабным проектом, который вышел на международный уровень. О первых неудачах, уникальных технологиях и планах Иван рассказал в интервью Om1 Новосибирск.

Фото: Иван Невзоров.


— Иван, как возникла идея создания такой коляски?

 — Всё началось ещё в студенческие годы, когда я был на последнем курсе университета. У меня был друг Михаил — инвалид-колясочник, и как-то раз он пожаловался, что самая большая проблема доступной среды — это лестницы. Именно они ограничивают его возможности, ведь по городу передвигаться без помощи двух крепких мужчин невозможно. Если он куда-то ехал, всегда брал с собой племянника, чтобы тот помогал преодолевать бордюры и ступени. Так происходит с большинством колясочников в России и в других странах.

Меня задела эта история. Когда мне сказали, что невозможно создать коляску, которая могла бы справляться с такими препятствиями самостоятельно, захотелось доказать обратное. Я взялся за проект, арендовал гараж и начал работать. Первой идеей было использовать большие колёса, которые якобы смогут подниматься по ступенькам. Полгода трудился, научился варить, освоил слесарное дело, сделал прототип — но он не сработал. Коляска не поднималась по лестнице. Было жутко обидно, я опустил руки.

Михаил меня подбодрил: «Ты же умный, давай вместе подумаем». Тогда мы решили попробовать гусеничную систему. Несколько месяцев ушло на создание нового прототипа, который уже мог подниматься по лестницам. Но тут возникла другая проблема: по ровной поверхности такая коляска передвигаться не могла. Опять неудача, и снова Михаил предложил искать решение.

В итоге пришли к идее комбинированной модели: колёса для обычного движения и гусеницы, которые включаются при необходимости. С 2012 по 2016 год мы разрабатывали разные прототипы, пришлось изучить электронику и программирование, ведь существующие системы не могли решить наших задач. В 2016 году я собрал для Михаила первую полноценную коляску. Параллельно выкладывал процесс в соцсети, и люди начали писать: «Где купить такую?». Так началась наша работа в этом направлении.

Фото: Иван Невзоров.


— Сейчас у вас уже целая линейка таких колясок. Как появляются идеи для новых разработок?

 — Очень просто: идеи приходят от самих пользователей. Мы активно общаемся с клиентами, ведём соцсети, анализируем запросы. Конечно, рук на всё не хватает, но если идея может помочь многим людям, мы берёмся за её реализацию. Так, например, появилась коляска с платформой для сопровождающего. Обычно инвалида катает помощник, а мы сделали наоборот: колясочник может катать своих близких. Это невероятно эмоционально заряжает.

Ещё одна наша разработка — коляска с лифтом. Она поднимает сиденье на 30 сантиметров, позволяя сидящему человеку оказаться на уровне «глаза в глаза» со стоящими людьми. Это особенно важно для тех, кто недавно получил травму: им психологически тяжело смотреть на окружающих снизу вверх. Мы сделали эту коляску настолько устойчивой, что она позволяет человеку двигаться даже в приподнятом положении и преодолевать небольшие пандусы. На разработку концепции ушло четыре года, а на создание — всего шесть месяцев.

Фото: Иван Невзоров.


— В 2018 году вы представили коляску, управляемую силой мысли. Расскажите об этом проекте.

 — Эта идея появилась, когда мы начали работать с людьми, которые не могут двигать не только ногами, но и руками. Мы сначала разработали коляску, управляемую подбородком, но оказалось, что есть пользователи, у которых функционирует только мозг. Так возникла мысль создать коляску с управлением через электроэнцефалограмму.

Человеку надевают специальный шлем, он проходит обучение: концентрируется на движении вперёд, и система фиксирует соответствующие изменения в мозговой активности. Затем мы «учим» систему распознавать сигналы и интерпретировать их как команды для управления коляской. Это сложная технология, но мы достигли успехов. Наши разработки участвовали в российских соревнованиях, выигрывали призовые места.

К сожалению, на международный уровень нас не пустили из-за санкций, но потенциал у проекта огромный. Правда, до массового внедрения ещё далеко: нужна высокая точность сигналов, ведь одно неверное движение — и коляска может, например, въехать в стену. Сейчас мы продолжаем совершенствовать эту систему.

— Ваши коляски востребованы за границей?

 — Да, у нас есть заказы из США, Канады, Европы. Люди готовы платить за наши коляски в два раза больше — и за саму технику, и за доставку. Те, кто много лет сидит в коляске, прекрасно понимают преимущества наших решений и хотят их приобрести. При этом мы выходим и на массовый рынок, создавая более доступные модели.

Фото: Иван Невзоров.


— Какие у вас планы?

 — У нас есть глобальная цель — выйти на индийский рынок. Сейчас осуществляются разовые поставки в Индию, но мы хотим занять там прочные позиции. Рынок растущий, доходы населения повышаются, а среда остаётся сложной: в некоторых местах даже тротуаров нет. Китайские коляски там не справляются, а наши модели с большими колёсами и высокой проходимостью востребованы. Также есть интерес к китайскому рынку, но пока мы осторожно изучаем его.

Говоря о локальных целях, Иван отметил, что компания стремится внедрить электроколяски в российские аэропорты. В настоящее время службы сопровождения инвалидов используют обычные кресла-каталки, однако новая модель предполагает, что сопровождающий сможет встать на специальную платформу и управлять коляской с пульта. Это сделает процесс передвижения удобнее, быстрее и менее утомительным. Уже достигнута договорённость о поставках в петербургский аэропорт Пулково, а также ведутся переговоры с Шереметьево. Иван выразил надежду, что эта технология вскоре станет стандартом в российских аэропортах.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter