Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Украинская ПВО сбила пассажирский самолёт с новосибирцами - что сегодня известно о трагедии Ни один человек, находивший на борту самолёта, не выжил.

Украинская ПВО сбила пассажирский самолёт с новосибирцами - что сегодня известно о трагедии

Ни один человек, находивший на борту самолёта, не выжил.
Украинская ПВО сбила пассажирский самолёт с новосибирцами 24 года назад
20 августа 2025, 12:00

Украинская ПВО сбила пассажирский самолёт с новосибирцами - что сегодня известно о трагедии
Фото: wikipedia

4 октября 2001 года над Чёрным морем произошла одна из самых трагичных авиакатастроф начала XXI века: пассажирский лайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс из Тель-Авива в Новосибирск, рухнул в Чёрное море. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолёт был сбит зенитной ракетой, запущенной украинскими военными в ходе учений на Крымском полуострове. Спустя считаные минуты от самолёта не осталось ничего, кроме обломков, разбросанных по морю.

Проблема была в самолёте?

Ту-154М с регистрационным номером RA-85693 был построен на Куйбышевском авиационном производственном объединении и передан в эксплуатацию 4 апреля 1991 года. Сначала он служил в «Аэрофлоте», а в 1993 году перешёл в собственность авиакомпании «Сибирь». Самолёт сдавался в лизинг различным операторам, в том числе Iran Air Tours и Air — Transport Europe, но к октябрю 2001 года вновь эксплуатировался «Сибирью».

В день катастрофы самолёт налетал 16 703 часа и имел остаток межремонтного ресурса 6500 часов. Техническое состояние лайнера признавалось хорошим: он прошёл капитальный ремонт и находился в исправном состоянии.

На борту рейса 1812 находились 78 человек: 66 пассажиров и 12 членов экипажа.
Капитаном судна был опытный пилот Евгений Гаров, налетавший свыше 10 тысяч часов. Второй пилот — Борис Левчугов, штурман — Константин Ревтов, бортинженер — Валерий Лаптев. На борту также находился проверяющий — Виктор Алексеев и пятеро бортпроводников. Экипаж имел внушительный опыт и отличные характеристики.

День трагедии

Утром 4 октября 2001 года Ту-154М вылетел из аэропорта Бен-Гурион (Тель-Авив) в 10:00 по израильскому времени (08:00 UTC), выполняя рейс SBI1812 в Новосибирск. Маршрут проходил через воздушное пространство над Чёрным морем, в зоне, где, по официальным данным, никаких временных ограничений на полёты не вводилось, несмотря на запланированные учения украинских и российских военных.

В 09:39 UTC экипаж сообщил диспетчеру о пролёте пункта обязательных донесений ODIRA. Самолёт продолжал движение на высоте 11 100 метров по воздушной трассе Б-145.

Ракета поразила пассажирский самолёт

В это же утро, 4 октября, на полигоне на мысе Опук в Крыму проводились совместные учения войск ПВО Украины и Черноморского флота России. За ними наблюдали представители семи иностранных государств. В рамках учений производились пуски по беспилотным мишеням, в частности по беспилотнику Ту-143 «Рейс».

В 09:41:20 UTC первый дивизион 96-й зенитной ракетной бригады Украины произвёл пуск ракеты 5В28 комплекса С-200В по мишени, находящейся в 26–28 км от точки запуска. Однако на дальности около 260 км с теми же курсовыми параметрами летел рейсовый Ту-154.
Ракета шла к цели 220 секунд, и весь этот промежуток времени, по заключению МАК, наводилась не на мишень, а на пассажирский самолёт. На высоте 11,1 км ракета взорвалась вблизи фюзеляжа. Осколки пробили корпус лайнера, вызвав разрушение и резкое падение в воды Чёрного моря.

Катастрофа

В 09:45 UTC система СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировала радиосигнал экипажа, сопровождающийся криком. Позже было зафиксировано несколько шумов и обрывков фраз, среди которых: «…куда попали…», свидетельствующих о внезапной аварийной ситуации на борту. Почти одновременно метка самолёта исчезла с радаров.

Экипаж самолёта Ан-24 авиакомпании Armavia, находившийся поблизости, сообщил, что видел вспышку в небе и падение обломков в море. Координаты падения — 43°11′ с.ш., 37°37′ в.д. — примерно в 200 км юго-западнее Сочи.

Поисковая операция

Поисковая операция началась уже 5 октября. В неё были задействованы самолёты, корабли, спасательные буксиры, вертолёты и специалисты из России и Израиля. На поверхности моря обнаружили масляные пятна, обломки фюзеляжа и 14 тел погибших. Впоследствии нашли 404 фрагмента лайнера и личные вещи пассажиров, однако ни один самописец обнаружен не был. Поиски продолжались до 29 октября. Все 78 человек были признаны погибшими.

Глубина в районе падения превышала 2000 метров, дно сильно заилено, что сделало поиск крайне сложным.

Версии катастрофы

Вскоре после катастрофы, учитывая недавние события 11 сентября в США, одной из версий стал теракт. Службы безопасности Израиля проверили списки пассажиров, аэропорт Бен-Гурион временно закрыли. Однако вскоре появилась информация о возможном внешнем поражении самолёта.

Американские СМИ (CBS, CNN) со ссылкой на представителей администрации США заявили, что Ту-154 был сбит украинской ракетой С-200. Эта информация была подтверждена впоследствии анализом пробоин в обломках фюзеляжа.
Ракета была выпущена в ходе учений ПВО Украины, и по ошибке наводилась не на мишень, а на пассажирский самолёт, что и привело к катастрофе.

Расследование

МАК (Межгосударственный авиационный комитет) подтвердил, что Ту-154 был сбит боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 комплекса С-200В. Взрыв произошёл в 15 метрах над самолётом.
Также был создан ряд комиссий: от МАК, Минтранса России, Генпрокуратуры РФ, Минобороны Украины и позже — Межведомственная комиссия Украины. Расследования шли параллельно, и большинство пришли к одному выводу: самолёт сбит ракетой, выпущенной в рамках учений ПВО Украины.

Однако в 2010 году украинская судебная экспертиза, инициированная в рамках иска авиакомпании «Сибирь», заключила, что самолёт не был поражён украинской ракетой. Эта версия не была признана в международном авиационном сообществе.

Политические последствия

10 октября 2001 года президент Украины Леонид Кучма заявил, что готов признать любые выводы российских следователей, однако призвал не делать из инцидента «трагедии». Его слова вызвали общественный резонанс.

Позднее были уволены три генерала и несколько офицеров ВСУ, включая главкома ПВО Владимира Ткачёва. Командир дивизиона С-200 был переведён на нижестоящую должность. Никто из военных под суд не попал.

Компенсации

В 2003 году Украина подписала соглашения с Россией и Израилем о выплате компенсаций без признания юридической вины. Родственникам погибших выплатили по 200 тысяч долларов. Всего Украина перевела 7,8 млн долларов России и 7,5 млн Израилю.

Иски о компенсации, поданные авиакомпанией «Сибирь» и отдельными семьями, суды Украины отклонили. Апелляции, включая обращение в Европейский суд, не увенчались успехом. Решения украинских судов остались в силе.

Память о трагедии

Памятные мероприятия проходили в России и Израиле. В Сочи и Новосибирске были установлены мемориальные плиты.

Катастрофа рейса SBI1812 остаётся одной из самых трагических страниц в истории гражданской авиации России. Несмотря на противоречивые выводы отдельных украинских экспертиз, международное авиационное сообщество и государственные комиссии обеих стран пришли к однозначному выводу — самолёт был сбит украинской ракетой в ходе военных учений. Человеческая ошибка, несовершенные системы идентификации и небрежное планирование стрельб привели к гибели 78 человек.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter